Сегодня много говорят о плюсах и минусах оптимизации образовательной сети в регионе. На одном из аппаратных совещаний Председатель Законодательного Собрания Борис Зотов дал поручение профильному комитету провести всесторонний анализ того, какие последствия реорганизации школ мы сегодня наблюдаем, как сказывается этот процесс на качестве образования. Очевидно, что на сегодняшний день подводить основательные итоги еще рано, масштабная реорганизация началась недавно, однако депутаты ЗСО единодушны в том, что в любом случае нельзя допускать ухудшения качества предоставления образовательных услуг. Свою позицию по этому вопросу высказал Борис Зотов

– Борис Иванович, есть мнение, что оптимизация вызвана, прежде всего, разумным распределением финансовых средств. Согласны ли Вы с этим подходом к проблеме?

– Бывает, что затраты на одного ученика в сельской школе очень велики, так как в таких школах учатся порой всего по нескольку ребят. И с этой точки зрения, казалось бы, особенно в условиях кризиса, надо сокращать затраты. Однако я считаю, что такой формальный подход неприемлем в образовании и здравоохранении. К сожалению, ситуация в ряде школ не была изучена разносторонне: с учетом мнения родителей, наличия условий для подвоза детей в другую школу, состояния дорог и автобусов. Поэтому считаю, что оптимизация не должна заключаться лишь в сокращении затрат. Этот процесс требует тщательного изучения всех последствий реорганизации или закрытия школы. На сегодняшний день из более двухсот школьных маршрутов отвечают требованиям безопасности лишь половина. Значит, начинать надо с решения именно этой проблемы, а не с закрытия школы. Рисковать жизнью и здоровьем школьников никому не позволительно.

– Еще один довод: школа реорганизуется потому, что в ней низкое качество обучения.

– Нередко бывает, что и в больших городских школах этот показатель невысок, в то же время многие образовательные сельские учреждения с малым количеством учеников порой демонстрируют очень хорошие результаты. Поэтому к оптимизации нужно подходить осторожно, взвешенно, путем совместной выработки решения местными властями, педагогическими коллективами и родителями. Разногласие в этих вопросах, непонимание, вызывает недоверие к власти. Депутаты ЗСО активно занимались этой проблемой, участвовали в совещаниях, в «круглом столе», «правительственном часе», оптимизация стала темой нескольких заседаний комитета ЗСО по социальной политике и делам молодежи. Депутаты Законодательного собрания и собственно фракция «Единая Россия» предложили региональному Правительству расширить список малокомплектных школ, что позволит этим учебным учреждениям сохраниться и получить дополнительное финансирование из областного бюджета.

– Наверняка подобный осторожный и комплексный подход должен быть и в отношении объектов здравоохранения?

– Депутаты ЗСО также против безоглядной оптимизации в сфере здравоохранения, и они далеко не всегда соглашаются с решением местных властей. Допустим, закрывается участковая больница и людям говорят: в районной больнице вас будут лучше обслуживать. А, к примеру, вопрос с транспортом не решен, не организована служба «скорой помощи». Это вызывает справедливое негодование и непонимание жителей. Да, не всякая участковая больница может обеспечить качественное лечение. Но опять-таки здесь нужна осторожность, комплексный подход к проблеме. Формальный подход и привел к конфликтам, связанным с ситуацией в Коржевской, Никольской, Октябрьской участковых больницах, могу сказать одно: после вмешательства депутатов ЗСО вопросы решались в интересах жителей. Есть примеры, когда у населения нет претензий к работе объектов здравоохранения, в которых работа организована на хорошем уровне, такие, как участковая больница в селах Рязаново или Старая Сахча. И люди в этих и прилегающих населенных пунктах говорят: такие больницы нельзя оптимизировать ни в коем случае. На мой взгляд, сеть подобных больниц должна существовать, а также система районных медучреждений, у которых, и оснащение получше, и технология лечения более современная, и квалификация персонала, возможно, повыше.

Таким образом, говоря о реорганизации социальных объектов, мы должны не об экономии финансовых средств думать в первую очередь, а о том, как это отразится на качестве жизни людей. Именно этой целью обязана руководствоваться власть на всех уровнях, когда принимает решения о судьбе школ и больниц. И, конечно, необходимо прислушиваться к мнению жителей.