Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов о региональной экономике в нестабильный период и путях сглаживания последствий кризиса

Если говорить о трех основных отраслях, которые я упомянул, то здесь по итогам полугодия совокупный индекс промышленного производства составил 68,4%. Это заметно ниже, чем в целом по Российской Федерации

Ульяновская область стала одним из регионов, которые кризис в российской экономике затронул наиболее сильно. Причиной стала специфика области, экономика которой базируется на машиностроении. По итогам полугодия индекс промышленного производства здесь снизился до 68,4%, что сильнее, чем в целом по стране. Тем не менее руководство региона считает, что в ближайшей перспективе Ульяновская область имеет все шансы войти в первую пятерку наиболее экономически развитых субъектов федерации в Приволжском федеральном округе и в двадцатку — в целом по стране. На какие ресурсы и резервы рассчитывает руководство региона, в чем видит его преимущества в сравнении с другими субъектами федерации, „Ъ“ рассказал губернатор Ульяновской области Сергей Морозов.

— Почему, на ваш взгляд, кризисная ситуация в российской экономике настолько значительно затронула Ульяновскую область? Какие меры поддержки требуются сейчас региону? — Я хотел бы, чтобы у вас было верное представление об Ульяновской области. Не секрет, что в 90-е годы о нашем регионе сложилось обманчивое впечатление, как о регионе в значительной степени депрессивном и отсталом. Такое представление всегда сильно обижало самих ульяновцев, специалистов, хорошо разбирающихся в экономике в целом и, в частности, в экономике нашего региона. На самом деле, Ульяновская область является одним из самых крупных машиностроительных регионов страны. По доле машиностроения мы входим в пятерку крупнейших регионов Российской Федерации.

Только в автомобилестроении, производстве автокомплектующих в регионе занято почти 100 тыс. человек. Эта особенность определила и зоны основных потерь от кризиса,— в наибольшей степени от него пострадало все, что связано с машиностроением в целом, с автомобилестроением, станкостроением. Далее идет сектор, связанный с развитием строительной индустрии, затем — вся сфера производства строительных материалов и т.д.

Потери болезненные, так как регион, в частности, специализируется на развитии строительной индустрии.

До осени прошлого года промышленность нашего региона имела весьма высокие темпы прироста,— например, по результатам сентября 2008 года индекс промышленного производства составил 107,4%, а в обрабатывающих отраслях еще выше — 110,5%. Наибольший удар кризис нанес экономике области в период с октября прошлого по февраль текущего года. Если говорить о трех основных отраслях, которые я упомянул, то здесь по итогам полугодия совокупный индекс промышленного производства составил 68,4%. Это заметно ниже, чем в целом по Российской Федерации. Причем эта тенденция прослеживается и в разрезе субъектов Приволжского федерального округа, где больше нас пострадали Нижегородская область и Чувашия. Но при этом, оценивая эти результаты, мы должны четко понимать, что наш регион, да еще, пожалуй, Кировская область, дольше всех, что называется, задержались на старте. И Самарская область, и Нижегородская, и Татарстан, и многие другие еще в 90-х годах прошли все болезни роста и перешли к этапу активного развития.

Поэтому, я считаю, региональная власть поступила совершенно правильно, когда поставила перед собой достаточно амбициозные планы, заявив, что намерена опираться на собственные силы, выстраивать конструктивные отношения с федеральным центром, активно заниматься созданием хорошего инвестиционного климата. Уверен, что реализация этого плана приведет Ульяновскую область в категорию самых успешных регионов.

— На чем основана стратегия развития области, на каких отраслях экономики планируется сделать основной акцент?— В первую очередь — на авиастроении, и всем, что с ним связано. В частности, производство комплектующих деталей, в том числе из композитных материалов. Мы сейчас достаточно активно боремся за то, чтобы основной завод российской авиации по производству композитных материалов был размещен именно в Ульяновской области.

Вторая тема — все, что касается автомобилестроения. Я хотел бы напомнить, что первоначально именно в нашем регионе был реализован проект ISUZU, и это уже позже он был передан в особую экономическую зону в Елабуге.

Третья отрасль, которую мы рассматриваем как перспективную, — это стекольная промышленность. Дело в том, что именно в нашем регионе расположены крупнейшие и уникальные запасы такого сырья, как стекольные пески. В течение многих лет Ульяновская область использовалась как некий сырьевой придаток, поставляющий это сырье в Башкортостан, Саратовскую и Нижегородскую области, где из него производили готовую продукцию.

Еще одна амбициозная задача связана с проектом создания мощного транспортно -логистического узла в Поволжье. Он предусматривает несколько этапов. На сегодняшний день в стадии активной реализации находится проект «Волжский транзит», целью которого является создание транспортно-логистического кластера, соединяющего Европейскую часть России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. Осенью сдаем первую очередь нового мостового перехода через Волгу, по нему пройдет новая федеральная трасса, которая станет дублером трасс Панъевропейского транспортного коридора М-5 и М-7. Составляющими этого крупного проекта так же являются проекты организации крупного авиационного хаба и особой экономической зоны портового типа.

В том, что касается реализации логистического проекта, будут задействованы все возможности Ульяновска.

— Эксперты весьма позитивно оценивают перспективы, открывающиеся после запуска нового мостового перехода через Волгу, подчеркивая, что это очень существенно может расширить возможности области. Вы сами как это оцениваете? — Мы планируем, что после пуска моста через регион ежесуточно будут проходить порядка 40 тыс. единиц транспорта. Огромный поток, и это позволяет говорить о возможности перспективного развития некоторых новых направлений. Во-первых, можно говорить об увеличении количества заправочных станций, в первую очередь, многотопливных. И такой процесс уже начался на трассе, соединяющей Ульяновск и Самару. Во вторых, развитие транспортной инфраструктуры даст дополнительный импульс развитию программ, связанных с туризмом, которые мы активно финансируем. У нас уже сейчас, несмотря на кризис, строится достаточно много кемпингов, туристических площадок вдоль маршрута «Волжского транзита». Мы считаем, что это также может рассматриваться как преимущество, которое в ближайшие годы окажет позитивное влияние на экономику региона. Так что уже сейчас, совместно с федеральным центром и руководством города Ульяновска, готовим всю необходимую документацию, чтобы приступить к активной застройке придорожной территории сразу же после того, как новый мост будет сдан в эксплуатацию.

— Вы говорите о возможности создания в Ульяновске крупного логистического центра. Но ровно об этом же в разное время говорили ваши соседи, указывая на свое выгодное географическое положение. Не боитесь, что ваш проект так же, как и те проекты, останется на бумаге?— Действительно, территория, на которой мы проживаем, достаточно плотно заселена, и мои коллеги, являющиеся руководителями соседних регионов, имеют полное основание рассчитывать на то, что из чисто географических соображений они могут рассчитывать на те или иные преференции, привязку к их территориям тех или иных проектов федерального значения. Но здесь, на мой взгляд, правильнее будет говорить не только о географических, но и иных преимуществах. Мы не собираемся заниматься шапкозакидательством и руководствуемся исключительно трезвыми расчетами. А они таковы. На нашей территории находятся два крупных аэропорта, один из которых имеет взлетно-посадочную полосу длиной 4 км, а второй — более 5-ти. У нас два крупных речных грузовых порта, по территории области проходят три крупных железных дороги. Такого сосредоточия коммуникаций нет ни у кого, и грех было бы этим не воспользоваться. И мы пытаемся этим пользоваться, причем небезуспешно. В июне прошлого года наша область стала одним из победителей в конкурсе Минэкономразвития РФ на право создания в регионе особой экономической зоны портового типа. Формирование такой зоны приведет к созданию дополнительных мощностей по ремонту и техническому обслуживанию воздушных судов, созданию терминально-логистических и складских комплексов, значительному повышению уровня оказания транспортно -логистических услуг за счет привлечения частных инвестиций.

— Какие средства планируется вложить в этот проект в нынешнем году?— Где-то порядка 200 млн рублей. В 2010 рассчитываем, что сумма будет существенно большей — почти миллиард, включая федеральные средства. Плюс к этому надеемся на частные инвестиции, так как у нас уже есть группа резидентов и нерезидентов, которые уже начали реализовывать свои инвестиционные проекты в этой особой экономической зоне.

— Намерено ли региональное правительство оказывать поддержку местному бизнесу, в частности, связанному с автомобилестроением?

— Я уже говорил, что все связанное с автомобилестроением и производством комплектующих для нас также является приоритетом. Поэтому мы не можем позволить себе не обращать на это внимания. В ближайшее время официально объявим о создании в Ульяновской области еще одного крупного производства автокомплектующих. Вероятнее всего, его владельцем будет немецкая компания.

Понимая, что у нашего региона хорошие перспективы развития, мы не можем себе позволить не обращать внимания на те трудности, с которыми столкнулись наши предприятия. В рамках такой поддержки на следующей неделе на нашей главной автокомплектующей площадке — ДААЗе — планируем провести крупное региональное совещание, пригласив на него всех, кто работает на этой площадке, кто на нее замыкается. Я имею в виду малые и средние предприятия. Цель совещания — четко понять, какие требуются административные меры поддержки, чтобы обеспечить компании заказами. Со своей стороны уже готовим соответствующие предложения. Это — первое. И второе — мы готовы предоставить особый налоговый режим для всех этих предприятий.

Планируемые преференции будут еще больше, если наши поставщики возьмутся осваивать еще и авиационные комплектующие,— совершенно новый для них вид продукции. Для нас это еще более перспективно.

— Сейчас в регионах, где есть авиационные производства, часто можно слышать достаточно много критики в адрес корпораций, специально созданных для управления соответствующими активами. Удовлетворены ли вы позицией и действиями ОАК в отношении Авиастара?— Здесь двойственное ощущение. В этом году мы совместно с корпорацией поставили общую задачу произвести 10 машин. Плюс к этому — продолжить техническое перевооружение предприятия, чтобы продолжить освоение новых самолетов. В настоящее время мы производим основную линейку пассажирских самолетов Ту-204. При этом прекрасно понимаем, что начинаем отставать от европейских авиапроизводителей. В связи с этим приняли соответствующее решение, и сегодня у нас уже готов новый самолет Ту -204 СМ. Параллельно с этим мы просто обязаны решать стратегическую задачу — перехода на новые изделия за счет технической модернизации производства и подготовки новых квалифицированных кадров. По сути, речь идет о возможности создания здесь, на базе ульяновского Авиастара, главной сборочной площадки для транспортной авиации.

Благодаря поддержке премьер-министра Владимира Путина, который к нам сюда приезжал и внимательно разбирался в проблемах авиазавода, благодаря поддержке главы Минтранса Игоря Левитина и руководства ОАК нам удалось приступить к первому этапу решения задачи, о которой я только что сказал. Мы выиграли федеральный грант на создание пока единственного в стране и самого крупного центра по подготовке кадров.

Он будет организован на базе одного из наших учебных заведений, здесь будет осуществляться подготовка рабочих, бригадиров, мастеров, которые непосредственно заняты в авиационном производстве. Все это положительные моменты нашей работы с ОАК. Что касается отрицательных, то отметил бы проблемы, связанные с выполнением принятых ранее решений, в особенности в области технического перевооружения. Достаточно большое количество финансовых средств, запланированных в рамках реализации этой программы, сегодня не поступает. А это, в свою очередь, тормозит выполнение тех задач, которые мы поставили перед собой и взяли перед руководством государства. Кроме того, меня очень волнует ситуация, связанная с расчетом за производимые самолеты. В данной схеме участвует лизинговая компания «Ильюшин — Финанс», мы как минимум раз в месяц собираемся на заседаниях совета директоров, требуем, спорим, но, к сожалению, пока это не приводит к позитивным сдвигам.

Сейчас активно работаем с правительством Российской Федерации, рассчитываем на то, что многие вопросы, связанные с авиастроением, будут решены на этом уровне.

— Насколько известно, Ульяновская область претендует на размещение на своей территории нового завода по производству авиационных композитов. Что это за предприятие и какова вероятность того, что правительство выберет именно ваш регион?— Решение о создании такого завода на территории одного из субъектов РФ уже принято. Мы подали заявку, представили все аргументы в пользу Ульяновской области. У нас есть как минимум два преимущества перед конкурентами. Во-первых, достаточное количество суперквалифицированных кадров и подготовленная площадка на базе Авиастара. Во-вторых, уже действующая особая экономическая зона, что позволит существенно сэкономить при создании нового завода, учитывая тот факт, что многое оборудование придется поставлять из-за рубежа. В этом проекте у нас достаточно серьезные конкуренты из Казани, подмосковного Жуковского. Мы познакомились с их предложениями и все-таки считаем, что наше имеет явные и существенные преимущества, о которых я уже сказал.

— Как складывается ситуация на Ульяновском автозаводе? Удовлетворены ли вы действиями его менеджмента в условиях кризиса?— Мне нравятся метод и стиль работы компании «Соллерс», которая в настоящее время владеет ульяновским автозаводом. Мы достаточно плотно взаимодействует с менеджментом УАЗа и помогаем решать те задачи, которые стоят перед предприятием.

Например, учитывая негативное влияние кризиса, мы решили простимулировать жителей Ульяновской области, особенно тех, кто проживает в сельской местности, чтобы они начали приобретать наши автомобили. Собрались, провели мозговую атаку и пришли к выводу, что можем позволить потребителям беспроцентно приобретать автомобили по ценам 2008 года. Я рассматриваю это как жест доброй воли и фактор поддержки жителей нашей области со стороны компании «Соллерс». Сегодня, за счет такого тройственного соглашения, а в нем помимо «Соллерса», администрации области также участвует Россельхозбанк, мы рассчитываем реализовать как минимум 1000 новых автомобилей для жителей региона. Условия очень льготные, и, насколько я знаю, такая схема в последнее время начала активно использоваться и в других регионах.

Личное дело

Морозов Сергей Иванович

Губернатор Ульяновской области родился 6 сентября 1959 года в Ульяновске. После окончания средней школы работал станочником на мебельной фабрике. С 1977 по 1980 год служил на Тихоокеанском флоте. После службы в армии работал слесарем в Ульяновском автотранспортном предприятии, затем — водителем. С 1981 года — в органах внутренних дел. Заочно окончил Всесоюзный юридический институт по специальности «правоведение». Прошел путь от инспектора уголовного розыска РОВД до руководителя спецподразделения УВД Ульяновской области по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Награжден нагрудными знаками «Отличник милиции» (1986 г.) и «За отличную службу в МВД» (1993 г.), медалью «За безупречную службу» 3 степени (1989 г.). В 1995 году назначен начальником УВД города Димитровграда. В декабре 2000 года избран главой города Димитровграда. В декабре 2004 года Сергей Иванович Морозов избран главой администрации Ульяновской области. 20 марта 2006 года президент РФ Владимир Путин внес кандидатуру Сергея Морозова на рассмотрение депутатов областного законодательного собрания Ульяновской области для наделения его полномочиями губернатора Ульяновской области. 28 марта депутаты утвердили кандидатуру Сергея Морозова на пост губернатора Ульяновской области.

Женат. Имеет четырех детей: двух сыновей и двух дочерей.

Досье

Ульяновская область

Ульяновская область образована 19 января 1943 г. Население 1382,3 тыс. человек (перепись 2003 г.). Плотность населения 38,6 чел./кв.км. Областной центр — Ульяновск (655,3 тыс. человек). Другие крупные города — Димитровград (130,7 тыс. чел.), Инза (22 тыс. чел.), Барыш (18,9 тыс. чел.). Городское население — 73,2 %. В регионе 21 сельский район, 6 городов (из них 3 — областного подчинения).

В регионе открыто 48 месторождений нефти с начальными извлекаемыми запасами 42,8 млн т. Имеются крупные месторождения кварцевого песка, 6 месторождений мела (380 млн т). По запасам диатомитов область занимает одно из ведущих мест в России (55 млн куб. м).

Мощность электростанций энергосистемы 883 МВт. Энергосистема дефицитна. Собственные генерирующие источники обеспечивают около 30% общей потребности области в электроэнергии.

Объем продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в действующих ценах составил по итогам 2008 г. 23,2 млрд руб. Индекс сельскохозяйственного производства — 113,9%, против 100,6% в 2007 году.

Основная отрасль промышленности — машиностроение, 43,2% от общего объема производства (ЗАО «Авиастар-СП», ОАО «УАЗ», ООО «Симбирский станкостроительный завод» (УЗТС), ОАО «Ульяновский механический завод», ОАО «Ульяновский моторный завод», ОАО «Димитровградский автоагрегатный завод», ОАО «Ульяновский механический завод №2», ОАО «Автодеталь-сервис», ОАО «Димитровградхиммаш», ОАО «Гидроаппарат», ОАО «Криушинский судостроительно-судоремонтный завод»).

Крупный транспортный узел. Через регион проходят авиационные, железнодорожные и автомобильные коммуникации всех направлений России, международные воздушные линии соединяют Поволжье с Европой, Средней Азией, Ближним Востоком и Китаем. Ульяновск — единственный город в ПФО, имеющий два аэропорта класса «А»: «Ульяновск—Центральный» и международный аэропорт «Ульяновск—Восточный».

В Ульяновске имеется два речных порта на разных берегах Волги.

Интервью взял Сергей Стеклов