Пойдет ли Дмитрий Медведев на новый срок президентства – он лично связал это с успехом борьбы с коррупцией. События показывают, что новый срок – под угрозой.
О росте коррупции сообщил на расширенной коллегии Генпрокуратуры глава президентской администрации Сергей Нарышкин. А глава ведомства Юрий Чайка уточнил, что с начала года число коррупционных преступлений выросло в полтора раза, и назвал число уголовных дел, уже возбужденных по этим статьям УК по стране – почти шесть тысяч, что на 20 процентов больше, чем в прошлом году. Растет и размер требуемых взяток.
Полную ясность в вопрос внес, однако, первый заместитель Генерального прокурора Александр Бук-сман. На скамье подсудимых, сказал он, оказываются в основном мелкие взяточники. «По-прежнему, – цитируют Буксмана СМИ, – основной итог работы правоохранительных органов – это выявление коррупционных преступлений, не представляющих большой общественной опасности, совершаемых преподавателями, врачами и так далее».
Заместитель Генпрокурора говорил прямо как будто об ульяновском случае, когда врач – руководитель облбольницы №1 Александр Баландин – в единственном числе оказался в СИЗО по подозрению в мошенничестве. Мы проводили на прошлой неделе телефонный опрос на тему, верят ли наши читатели, что Баландин сделал это, и сделал в одиночку (совершил аферу при покупке ангиографа – аппарата диагностики сердечно-сосудистых заболеваний). Не» поверил практически ни один из позвонивших в редакцию, сказав, что Баландин провернуть этого не смог бы – без вышестоящего руководства, без подписавших документы, без выделивших на ангиограф свыше 90 млн рублей бюджетных средств. То есть ситуация прямо по Буксману -высокопоставленные остаются вне подозрения, а под следствием оказываются часто стрелочники.
И ситуацию эту не переломить еще не один год или десятилетие. Начальство покрупнее живет по принципу круговой поруки. Своих оно не сдает, а делает все, чтобы увести их в случае чего от преследования правоохранительных органов. Оно, вероятно, знает, что, если потянут министра, могут вытянуть и тех, кто повыше. И дела не меняет ничто – ни ротация руководства правоохраны, с назначением начальства из других регионов, чтобы не было прикормленным местным чиновничеством; ни публичные призывы федеральных структур «усилить наступление на гидру». А потому и положение президента Дмитрия Медведева, обещавшего пойти на новые выборы, если будет успех в борьбе с коррупцией, остается пока шатким.
Юрий КАШИНСКИЙ.