Алексей Щеглов
МЧС планирует использовать дирижабли для борьбы с последствиями катастроф. Фото: пресс-служба «Локомоскай»МЧС планирует использовать дирижабли для борьбы с последствиями катастроф. Фото: пресс-служба «Локомоскай»
В Ульяновске авиастроение продолжает находиться в коллапсе, и местные власти решили на простаивающих мощностях авиапрома строить дирижабли. Очень кстати придется и программа Минобороны по закупке для армии сотен дирижаблей.
19 августа во время проведения Международного авиационно-космического салона «МАКС-2009» будет подписано соглашение между компанией «Локомоскай» и правительством Ульяновской области по созданию в Ульяновске производства дирижаблей. Правда, в компании «Локомоскай» просят называть их продукцию «термобалластируемый летательный аппарат типа «локомоскайнер» (АТЛА)».
На самом деле «Локомоскай» пытается возродить в модифицированном виде еще советский проект академика Рыжова «Термоплан». Его заказчиком было Министерство обороны СССР, которое в середине 1980-х планировало за 10 лет создать группировку из 10-15 дирижаблей грузоподъемностью 1,5-2 тысячи тонн каждый. Но с развалом СССР этот проект был прекращен на стадии проектирования летательного аппарата.
И на этот раз основным заказчиком дирижаблей может стать Минобороны, а также МЧС. Ранее представители этих ведомств сообщали, что к 2020 году должна быть создана группировка в 200-250 аппаратов. Правда, их грузоподъемность не дотянет до советских проектов, составив от 2 до 500 тонн в зависимости от проекта.
У компании «Локомоскай» уже есть производственная площадка на базе ульяновского «Авиастара». Стоит отметить, что сейчас мощности «Авиастара», по признанию региональных властей, загружены только на 13%, в 2009 году планируется выпустить всего 10 самолетов против 70-80 в конце 1980-х (правда, в 2008 году показатели были еще ниже — 6 самолетов). Поэтому в областной администрации рады любому инвестору, приходящему в этот депрессивный регион.
Более того, администрация Ульяновской области готова оказать помощь «Локомоскаю», которая оценивается в 150 млн долларов. Правда, ни в администрации, ни в самой компании пока не раскрывают источники финансирования. Возможно, оно придет в форме аванса от нефтегазовых компаний.
«К нашим моделям уже проявили интерес представители «Газпрома», Роснефти и МЧС. Компании готовы покупать наши аппараты, но они хотят получить готовый продукт. Поэтом мы надеемся на помощь правительства Ульяновской области», — сказала BFM.ru представитель «Локомоская» Анастасия Лисовалова.
По планам компании, она уже в течение 2010 года изготовит первый экспериментальный образец аппарата. Если испытания этого прототипа пройдут успешно, то «Локомоскай» приступит к выпуску дирижабля грузоподъемностью до 600 тонн.
Как пояснили в компании, их аппараты грузоподъемностью от 40 до 600 тонн прежде всего предназначены для транспортировки и монтажа негабаритного газохимического оборудования в труднодоступные регионы, в том числе для перевозки буровых установок.
В России пока выпущено 7 дирижаблей, все — компанией «Авгур». Их грузоподъемность всего несколько сотен килограммов, и они созданы совместно с американской фирмой Worldwide Aeros Corp. и чешской Kubicek. Еще в России эксплуатируется 10 дирижаблей иностранного производства.
Как рассказал BFM.ru глава аналитической службы агентства «Аэропорт» Олег Пантелеев, в настоящее время дирижабли вновь заинтересовали многие крупные компании; мировая потребность в этих воздушных судах различной грузоподъемности и назначения составляет около 1300 единиц.
«Конечно, аппараты нужны, — считает Пантелеев. — Большинство точек нефтедобычи в России расположено на значительном удалении от экономических центров. А так как строительство инфраструктуры требует огромных капиталовложений, то дирижабли пока — наиболее эффективное решение проблемы транспортных коммуникаций», — поясняет он.
Тем более что современные дирижабли гораздо грузоподъемнее самолетов и вертолетов. Так, самолет «Руслан» максимально может поднять в воздух 120 тонн, а вертолет МИ — 25 тонн.