Подписано соглашение о создании консорциума «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск-Авиа»

Георгий Кузнецов

В минувшую пятницу область сделала еще один из шагов – и, отметим, один из самых широких шагов – к возобновлению массового производства авиалайнеров и авиакомпонентов. Также отметим, что, в перспективе, этот шаг означает не просто увеличение валового регионального продукта по линии авиастроения, но и возрождение российского авиапрома в целом.

Как уже не раз говорилось, наша область имеет все шансы стать центром российского гражданского авиастроения. Со стороны Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) нам выдан карт-бланш на производственную деятельность, «Авиастар-СП» уже является отечественным лидером по выпуску единиц авиатехники, региональные власти делают все возможное для диверсификации промышленного производства области в сторону авиапрома.

Осталось сделать два шага…

Первый совершили в прошедшую пятницу. Подписали соглашение о создании консорциума «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск-Авиа»

В состав консорциума вошли 19 участников, среди которых крупные промышленные предприятия, производящие авиационную технику и авиакомпоненты, авиакомпании, аэропорты, профильные научные организации, образовательные учреждения, готовящие специалистов для работы в сфере авиации и авиационной промышленности.

«Наша цель при создании такого кластера, – подчеркнул губернатор Сергей морозов, – повышение конкурентоспособности продукции, выпускаемой ульяновскими предприятиям, увеличение её объёмов на российском и международном рынках. Именно с развитием гражданской авиации мы связываем перспективы дальнейшего социально-экономического развития региона. Ульяновская область может и должна стать перспективной площадкой для обсуждения и отработки путей решения многих нынешних проблем, возникающих в авиационной отрасли».

По словам министра промышленности и транспорта региона Вильдана Зиннурова, при создании в регионе авиационного кластера к 2012 году областное правительство намерено добиться достижения ряда серьезных экономических показателей. Так, доля производства авиационной техники и авиакомпонентов в составе валового регионального продукта (ВРП) должна составить к 2012 году 12 процентов, что равняется 20 миллиардам рублей (для сравнения, на данный момент она составляет 5,5 процента – 12 миллиардов рублей). Количество предприятий, работающих в сфере авиастроения и производства компонентов, должно возрасти до 100 (в настоящее время таких предприятий в регионе около 65). Кроме того, в этой сфере должно быть занято более 20 тысяч человек (сейчас – 16 тысяч). При этом планируется, что налоговые отчисления в региональный бюджет должны возрасти до 2 миллиардов рублей (на данный момент эта сумма составляет 800 миллионов рублей ежегодно). ЗАО «Авиастар-СП» должен выйти к 2012 году на уровень производства 20 самолётов ТУ-204 в год, освоить выпуск транспортных самолётов.

По информации специалистов регионального министерства промышленности и транспорта, на первом этапе планируется наладить партнёрские отношения между участниками регионального кластера в рамках консорциума «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск-Авиа»; создать наблюдательный совет консорциума, состоящий из представителей предприятий; создать управляющую компанию, основной целью которой станет обеспечение региональной и межрегиональной производственной кооперации участников, а также кооперации в научно-технической и образовательной сферах.

На втором этапе правительство региона намерено обеспечить партнёрские отношения с ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация», головными организациями отрасли (ОАО «Туполев», АНТК «Антонов», ОАО «Авиационный комплекс им.С.В. Ильюшина» и др.), с создаваемым в Жуковском Национальным центром авиастроения.

По мнению специалистов, создание в регионе научно-образовательно-производственного кластера «Ульяновск-Авиа» будет способствовать повышению конкурентоспособности продукции предприятий и организаций авиастроительной отрасли Ульяновской области за счёт формирования на принципах частно-государственного партнёрства эффективных механизмов взаимодействия органов власти, образования, науки и производства. Кроме того, сформированный и структурированный авиационный кластер позволит обеспечить дополнительную занятость с высоким уровнем оплаты труда как минимум для 15 тысяч ульяновцев, будет введено в эксплуатацию дополнительно не менее полумиллиона квадратных метров жилья. Но главное – будет создан передовой, высокотехнологичный и конкурентоспособный сектор экономики, который выступит локомотивом всей экономики региона.