Ульяновский фотограф Валерий Дурнов достиг того возраста, когда хочется делиться опытом. И организовал фотошколу. А ученики подобрались до знаний жадные

Недавно они получили дипломы о второй ступени обучения фотоискусству. «Документ не ахти какой, но в Ульяновске котируется», — пошутил мастер, пожимая руки «выпускникам». А в ответ услышал: «Требуем продолжения учебы! Хотим третью ступень!». Вопрос о третьей ступени пока открыт, но открыта и выставка работ молодых фотографов. Она расположена, конечно же, в залах музея «Симбирская фотография»: 70 работ шестнадцати авторов, которых представила друг фотошколы, дизайнер Арии Ясан:

— Встретились однажды программист, визажист, студент, домохозяйка… Разношерстная получилась компания. Это похоже на начало анекдота, но так и произошло. Ни в каком другом месте они никогда бы не собрались. Их собрал Дурнов. Через пару дней нахождения среди этих людей я поняла, что оказалась в окружении фотографических маньяков. Я только так могу назвать тех, кто в два часа ночи, будучи съедаем муравьями, в синяках ползает по железнодорожной насыпи и получает невыразимое удовольствие от того, что, возможно, сделает удачный кадр… Если говорить о том, что, созерцая красоту, мы испытываем удовольствие, то наслаждение фотографа от красоты многократно увеличено. И я хотела бы подольше оставаться в рядах фотоманьяков.

Дурнов задал шестнадцати своим ученикам — Михаилу Сафиуллину, Ольге Горбуновой, Евгению Никонову, Михаилу Шерстневу и другим — непростую задачу: выбрать для выставки всего три-четыре работы. Тему фотовернисажа не обозначил.

— Давать тему для тех, кто работает всего полгода, рано, — убежден Валерий. — И эта выставка — вовсе не итог. Потому что юноши и девушки только-только перешли от цветочков и кошечек к сути настоящей фотографии. Самое главное для меня было — научить их отношению к объекту фотографии, потому что оно всегда чувствуется. Например, если ты не любишь пиво, то никогда не снимешь его рекламу! Важным было научить их снимать одно и то же явление и красивым, и ужасным. Не верьте утверждению, что фотография объективна. Это миф!

На вернисаже выпускников второй ступени ждало еще одно испытание: ответить на персональный вопрос о фотоискусстве. Передает ли фотография состояние души? Ваш любимый фотожанр? Что такое Photoshop? Верите ли вы в снимок с первого раза? Кто такой фотограф — художник-постановщик или наблюдатель-охотник? Сколько нужно времени, чтобы забить до отказа винчестер емкостью 10 террабайт? Каков вернейший способ получения на фотографии звездочек?

— Вот так всегда, — делится с «НГ» Марина Михайлова. — Поговорили о том, о сем — «бла-бла-бла, идите работать». Вроде бы урока как такового и нет. Он, например, не показывал, как нужно ставить свет в студии. Мы сами мучались, снимали одно и то же то так, то эдак. А он все повторял: «Думайте о том, что вы хотите получить». И методом поиска мы, наконец, приходили к нужному результату. В этом и ценность мастер-класса. Если бы он все разжевал нам, как дважды два, то ничем не заменил бы учебник… Главное — он научил нас не бояться высказывать свое мнение в фотографии. То есть если ты считаешь, что это интересно, то оно уже достойно быть снятым.

Кира КНЯЗЕВА