«Социальное служение и благотворительность должны войти в число национальных приоритетов и осуществляться общими усилиями, всем миром – государством, предпринимателями, религиозными общинами». Насколько призыв митрополита Всея Руси Кирилла осуществим в новых экономических условиях? Об этом шла речь на заседании круглого стола «ДО».

Участники круглого стола:

# Галина Батракова, председатель УРО общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест»

# Людмила Борисова, бухгалтер Ульяновской общественной организации инвалидов, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями

# Расих Гатауллин, депутат Законодательного Собрания Ульяновской области

# Сергей Герасимов, председатель совета директоров ГК «Герасимовъ»

# отец Александр,иерей, председатель Приходского совета храма Святаго Благоверного князя Александра Невского

# Екатерина Максимова, директор Некоммерческой организации «Региональный информационно-ресурсный фонд»

# Наталья Никонорова, директор Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова

# Елена Сенчева, пресс-секретарь УФ ОАО «ВолгаТелеком»

# Анна Туманова,президент местной общественной организации «Благотворительный Ротари Клуб Ульяновск»

«ДО»:

– Экономический кризис затронул все стороны нашей жизни, а сферу благотворительности – особенно болезненно. Компании либо сокращают объем выделяемых средств, либо вовсе сворачивают свои благотворительные программы. Откуда ждать помощи тем, кто в ней нуждается?

Анна Туманова:

– Продумывая благотворительную политику клуба, мы четко осознавали ограниченность ресурсов. Поэтому решили, что будем заниматься той проблематикой, где участие государства минимально или его вообще нет, а цена времени – цена жизни человека. В результате, наши программы на 80 процентов ориентированы на детей, большей частью на детскую медицину – онкогематологию и ретинопатию (дефект сетчатки глаза, ведущий к слепоте).

В кризис снизилась скорость осуществления наших проектов: мы как руководители предприятий сами оказались в сложной ситуации.

Однако ни от одного своего обещания мы не отказались. Рады, что и наши поставщики, и партнеры идут нам навстречу. Например, предоставляют отсрочку платежей, как это произошло в случае с площадкой для Новодольского детского дома. Площадка детям нужна сейчас!

В качестве антикризисной меры мы «раздробили» наш новый проект на несколько этапов, и потихоньку двигаемся к их реализации. Надеемся к сентябрю запустить хотя бы первичную диагностику ретинопатии в УОДКБ.

Нам остро не хватает новых рекрутов. Все говорят: не до вас сейчас – кризис! Но «не до нас» было и два года назад. Я убеждена: все дело в жизненной позиции. Не воспитываем мы в детях и взрослых бескорыстное желание помогать ближним. А ведь, как говорил мудрец: не жалуйся на тьму – зажги свечу!

Екатерина Максимова:

– Объемы и масштабы благотворительной деятельности в регионе и до кризиса была невеликими, так что нельзя сказать, что на эту сферу так уж повлиял кризис. Благотворители, сотрудничавшие с нами раньше, остались с нами до сих пор. Сегодня мы вместе прорабатываем варианты их участия в деятельности фонда в новых экономических условиях.

Но хочу отметить, что корпоративная благотворительность видоизменилась: в кризис компании хотят еще большей отдачи от этой деятельности, им интересно, какой эффект они получат от вложенных средств. Бизнес корректирует свои стратегии, более тщательно подходит к формированию благотворительных программ, к выбору целевых аудиторий.

Елена Сенчева:

– Нужно разграничить понятия спонсорства и благотворительности, это разные вещи. Спонсорство – это партнерство, и в договоре четко прописывается, что каждая сторона будет иметь. А благотворительность – это безвозмездная помощь, которая не требует никакой шумихи.

Да, в последнее время у бизнеса стало меньше возможностей оказывать материальную помощь нуждающимся. В то же время наша компания не откажется от нее совсем, так как «ВолгаТелеком» является социально ответственным предприятием. У нас есть обязательства перед подшефными школой, детдомом, хосписом, мы им будем и дальше помогать.

В кризис благотворительность становится более осмысленной. Раньше предприятие могло достаточно легко выделить сто-двести тысяч рублей на то или иное мероприятие. Сегодня мы все чаще прибегаем к нефинансовым видам помощи. Например, организовали среди сотрудников сбор вещей для детского дома. Был такой ажиотаж в компании! В результате, каждому ребенку мы привезли персональный пакет с поздравлением. Это был праздник и для детей, и для нас, ведь у каждого человека есть потребность творить добро.

Наша компания по-прежнему активно помогает собственным сотрудникам, попавшим в беду: у кого-то дом сгорел, кто-то тяжело заболел. Не забываем мы и наших ветеранов. Поздравляем их с праздниками, болеющих посещаем на дому.

Сергей Герасимов:

– Мое убеждение – благотворительность не должна слишком зависеть от финансово-экономической ситуации, поскольку это порыв души и желание человека оказать помощь тому, кто в этом нуждается. Сегодня благотворительностью занимаются больше физические лица. К сожалению, компании к благотворительности чаще всего подвигают путем различных административных мер. Их принуждают к участию в различного рода городских или региональных праздниках, к поддержке тех или иных направлений спортивной деятельности и пр. Это не столько благотворительность, сколько уступка властям для того, чтобы не создавать себе каких-то проблем.

Мы в своем коллективе как участвовали, так и участвуем во многих благотворительных программах. Но это делается по зову сердца. Мы не реагируем ни на какие давления в этом плане. Напротив, скорее отказываемся от таких вещей из принципиальных соображений.

Отец Александр:

– Складывается впечатление, что в нашем обществе кризис больше духовный, чем материальный. Люди забывают заповеди Божьи, а они просты – возлюби ближнего своего.

Я с 2005 года занимаюсь строительством нового прихода. Место для храма выбрано по предложению краеведа Бориса Аржанцева. Когда-то здесь был приход, и в старом Симбирске стоял храм Александра Невского, в 1844 его переименовали в Троицкий собор. Вот такая преемственность.

С Божьей помощью и с помощью неравнодушных людей нам удалось поставить маленький храмик, мы там служим, крестим, венчаем прихожан. Строительные организации помогли с фундаментом, компания «Добрый стиль» – со срубом. Кризис ощутимо затронул финансовую сторону: мы ходим по организациям, по банкам за поддержкой нашего проекта, и видим, что просителей сегодня очень много. Предприятиям приходится решать очень непростой вопрос: кому же пойти навстречу?

В старину на средства купцов, промышленников строили храмы, в которых постоянно возносились молитвы за их семьи и их дела. В Писании сказано: кому много дается, с того много и спросится. Но если человек помогает ближнему – ему дается значительно больше!

Наталья Никонорова:

– Театр всю жизнь держался на меценатстве. Тем более, такой как у нас – театр не коммерческого толка, а высокой драматургии. Когда-то все славные традиции наших Морозовых, Мамонтовых, создававших великие императорские театры, были утеряны, но сейчас они возрождаются вновь. Несмотря на кризис, в работе нашего попечительского совета затишья нет. Люди как сотрудничали с нами, так и продолжают сотрудничать: Владимир Ртищев, Анатолий Шмелев, Михаил и Александр Шкановы, Сергей Батырев, Сергей Дьячков, Михаил Кашин, Алимжан Абубекяров, Владимир Анисимов и, наконец, губернатор области Сергей Морозов, который в полной мере оправдывает звание президента театрального попечительского совета. Мы имеем уникальные примеры сотрудничества, когда попечители из собственных средств оплачивают постановки театральных спектаклей, финансируют гастрольную и фестивальную деятельность театра. Большое значение имеет поддержка ветеранов сцены и молодежи. Хотела бы сказать огромное спасибо людям, которые помогают нам безвозмездно, понимая, что театр – это важная составляющая духовной жизни нашего общества.

Галина Батракова:

– «Красный крест» – благотворительная организация со 142-летней историей. За это время было всякое. А последние годы мы, пожалуй, и не выходили из кризиса: собирать деньги по крупицам – это всегда трудно.

Мы занимается теми, кто в момент кризиса пострадал особенно сильно: малоимущие семьи, безнадзорные дети, бомжи. Однако мне бы хотелось привлечь внимание общественности к этой категории нуждающихся. Представьте, я прихожу на работу утром зимой, а на крылечке стоит бомж в ботинках с оторванными подошвами. Неважно, по какой причине он стал таким, у каждого своя трагедия. Но он же человек! Он не просит многого, у него нет элементарного – обуви. Мы благодарны жителям города, которые приносят вполне нормальные вещи. Однако привлечь большие деньги в данную сферу, пока, к сожалению, не удается.

Людмила Борисова:

– Наша организация объединяет более 400 инвалидов, из них порядка тридцати – «колясочники». Все это время – 21 год – мы существуем исключительно за счет поддержки предпринимателей. Это не только материальная помощь, но и продовольственные наборы, организация тематических вечеров и т.д. Михаил Урясов почти каждый месяц предоставляет автобус для поездки инвалидов в храм в Арском, Игорь Чичеров присылает «Газель» для выездов на природу, драмтеатр дает пригласительные на спектакли. Для инвалидов это – общение, множество положительных эмоций, которых им так не хватает. Конечно, очень хотелось получать хотя бы небольшую помощь от бюджета!

«ДО»:

– Ищут ли ульяновские НКО новые способы выстраивания отношений с благотворителями?

Елена Сенчева:

– Организации, которые к нам обращаются, тоже должны изменить свою форму работы. А то сплошь и рядом к нам приходят письма, размноженные под копирку, на которых даже подпись – не личная… Да еще исказят имя нашего директора. Такие письма мы сразу откладываем в сторону, потому что это неуважение!

Считаю, что общественные организации, обращаясь за помощью к бизнесу, должны налаживать каналы коммуникаций. Скажем, «Красный крест» в привычном понимании – это война, помощь раненым… А что сейчас? Некий информационный вакуум. Недавно мы распространяли билеты «Красного креста», и многие люди не верили, что организация еще существует. Имидж современной НКО у нее не сформирован. Нужна PR-кампания! Не думайте, что она будет дорогой. Уверена, СМИ не откажутся бесплатно рассказывать о тех больших делах, которые ведет организация.

Еще мы заметили, что люди охотно оказывают благотворительную помощь, если получают в руки что-то конкретное. Это может быть мелочь – билетик, открытка, газета, но важно, чтобы она символизировала, что человек поучаствовал в акции, оказался сопричастным к большому делу.

Галина Батракова:

– Действительно, общественные благотворительные организации должны меняться – даже быстрее, чем коммерческие. Согласна, что позитивный имидж «Красного креста» немного утерян. Но я занимаю должность три года, и за это время, считаю, сделано немало. Мы встали на ноги как организация, провели ряд значимых акций – по сбору средств для детей, больных туберкулезом, для жителей Беслана, Северной Осетии.

Много делается и для жителей нашей области. Мы реализуем различные программы и проекты. Чаще всего они поддерживаются на федеральном уровне. Но у нас есть и опыт реализации программ регионального масштаба. Так, при поддержке губернатора нами реализованы проект по открытию центра «Активное долголетие» для людей пенсионного возраста и проект «Без барьеров» для людей с ограниченными возможностями. Хотелось бы, чтобы таких программ было больше и, соответственно, будет больше людей, получающих помощь.

Екатерина Максимова:

– Вопрос устойчивого развития некоммерческих организаций в нашем регионе пока не решен. А все потому, что у нас нет гарантированного ресурса, на котором можно делать что-то серьезное. Мы находимся в постоянном процессе оформления грантовых заявок, и в этом проигрываем социальным бюджетным организациям. Необходимо, чтобы высший орган управления НКО – совет учредителей, Попечительский совет играл более активную роль в обеспечении жизнедеятельности организации. Мы проводили исследование – портрет некоммерческого сектора Ульяновской области, и просто ужаснулись данным: среди четырех тысяч зарегистрированных организаций более-менее жизнеспособных набралось полсотни.

«ДО»:

– Насколько совершенно российское и ульяновское законодательство, регулирующее благотворительную деятельность? Нуждается ли оно в корректировке?

Расих Гатауллин:

– В прошлом году принят Закон «О государственной поддержке благотворительной деятельности в Ульяновской области», который содержит положения, развивающие федеральное законодательство о благотворительности, определяет принципы и формы ее государственной поддержки.

К сожалению, в процессе прохождения в первом и втором чтении закон был урезан до уровня терминологии и определенных нематериальных стимулов для благотворителей. Главная же идея, с которой я выходил три года назад на уровне законодательной власти, заключалась в том, чтобы предоставлять благотворителям кроме нематериальных преференций еще и налоговые льготы. Как это было до принятия Налогового кодекса РФ в масштабе страны и как это принято в ряде регионов России на уровне регионального законодательства. Там предприниматели, тратящие часть прибыли на те или иные благотворительные цели (тем самым, беря на себя финансовую нагрузку по обязательствам государства), получают пусть незначительную, но материальную выгоду. Уверен, что рано или поздно общими усилиями нам удастся эту идею претворить в жизнь. Тем более что сегодня государство принимает ряд усилий по поддержке бизнеса. В том числе, в плане налоговых льгот.

Екатерина Максимова:

– Как показывает опыт Самарской области, местное сообщество получает от системы налоговых льгот больше там, где бизнес вкладывается в социальные программы, которые регулируются советом по благотворительности при губернаторе. Есть расчеты на этот счет. Наши коллеги из НКО в Самаре, Тольятти умело пользуются местным законодательством, их фронт работы сводится к тому, чтобы мотивировать благотворителей участвовать в этих программах.

Однако налоговая мотивация не является основной. Важным нематериальным стимулом может стать информированность общественности о том, какие программы реализуются в регионе. Не всегда этично благотворителю самому об этом трезвонить, а партнерство с фондами, НКО делает эффект от участия в благотворительной деятельности синергетическим. Мы заинтересованы в привлечении большего числа граждан в эту деятельность. Но сталкиваемся с тем, что есть недоверие общества к благотворительности как таковой. Чтобы этого не было, нужно рассказывать о примерах благотворительности, разъяснять, куда пойдут деньги, какой эффект получен от социальных вложений.