Совещание с участием вице-премьера Сергея Иванова и глав субъектов ПФО, прошедшее 21 августа в Нижнем Новгороде, было посвящено теме межбюджетных отношений в условиях оптимизации расходов на 2010 —2012 годы. Радужных перспектив ничто не предвещало. Тем более что за три дня до этого заседания на сайте Минфина РФ были опубликованы проекты соответствующих бюджетов, а также новые предложения по «переформатированию» отношений федерального центра и регионов

Вице-премьер правительства России Сергей Иванов, который открыл нижегородское совещание, озвучил планируемую сумму трансфертов субъектам Федерации на будущий год — 1 триллион рублей. Заметив, что это немало Сергей Борисович сравнил эту сумму, в частности, с расходами на всю отечественную армию. Дескать, на военные нужды (и на содержание частей, и на закупки техники, и так далее) выделяется 1.3 триллиона.

Поскольку бюджет на протяжении трех последующих лет продолжит оставаться дефицитным. Сергей Иванов главам посоветовал: «Сами выбирайте приоритеты Все сразу не получится…». Ульяновский губернатор Сергей Морозов в интервью «НГ» выразился еще точнее, мол. придется решать, – от чего мы будем отказываться», a or чего — никогда и ни за это.

СЖАТИЕ

Согласно прогнозам Минфина, произойдет медленное сжатие бюджета (что уже происходит) и его переформатирование. Уже по первому полугодию видна динамика снижения налоговых доходов – 1,8 триллиона рублей. Стремительно растет задолженность по федеральным налогам – на 7 процентов (на 13.4 процента только по НДС). Еще больше по региональным — на 25 процентов. В 2010 — 2012 годы доходы федерального бюджета снизятся: с 17.1 процента ВВП в 2009 году до 15.7 процента в 2010. 2011 годах и 15,5 процента в 2012 году.

Сейчас идет верстка региональных бюджетов будущего года. В какие суммы они в итоге выльются, станет известно позже, когда будут уточнены все параметры и все методики наверху. Пока все озвученные 21 августа решения не носят законодательного характера. Только рекомендательные. Правда, некоторые из рекомендаций вызвали у руководителей территорий недоумение.

Неоднократно во время совещания замечалось, что Минфин практически не сокращает публичные и приравненные к ним обязательства государства (их называют социальными), наращивает расходы на оплату труда, нацпроекты и обеспечение обороноспособности. При атом будет изменена система оказания помощи регионам. При сокращении общего объема межбюджетных трансфертов субъектам Федерации предусматривается отказ от софинансирования из федерального бюджета отдельных полномочий субфедерального уровня.

К нововведениям послекризисного периода следует также отнести планы по предоставлению регионам бюджетных кредитов с льготной процентной ставкой в размере 1/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ на срок до трех лет. Предлагается также индексация некоторых ставок налогов, доходы от уплаты которых зачисляются в региональные и местные бюджеты (акцизы, транспортный налог, госпошлина). Причем по некоторым позициям регионы сами вольны будут регулировать величины. Пока же по транспортному налогу в проекте бюджета-2010 предварительно прописано 25-процентное увеличение, на госпошлину — 50-процентное.

Начиная с 2010 года изменится порядок установления нормативов зачисления доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию, автомобильный и прямогонный бензин. На алкогольную продукцию с 20 до 40 процентов будет увеличена доля акциза, зачисляемая в доход субъекта РФ. А вот доходы от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья с 2010 года в части, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации, централизуются в федеральном бюджете. Правда, предусматривается частичная компенсация выпадающих доходов.

СОКРАЩАТЬСЯ

Также рекомендовано сокращать расходы на аппарат. К слову, в Ульяновской области сокращение уже произведено — на 20 процентов. И это не последний антикризисный шаг. На прошлой неделе губернатор подписал соответствующее распоряжение.

— Все службы и учреждения, которые замыкаются на региональное правительство, должны будут проанализировать свои полномочия и четко прописать, от чего мы будем отказываться, — заметил Сергей Иванович.

— Какое количество персонала мы должны будем высвободить. Да, я понимаю, что это очень больно, часть людей может оказаться на бирже труда. У нас других вариантов нет. Мы должны не менее чем на 30 процентов сократить расходы на содержание органов власти. Но это не значит, что только людей сократим. Может быть, численность работающих уменьшим на 10 процентов, а существеннее сократим расходы на ГСМ, связь, командировки, коммунальные расходы. Будем активнее заниматься энергосбережением.

Вообще по году можно (по разным прикидкам) изыскать от 700 миллионов до двух миллиардов рублей. А это уже хорошие деньги на развитие, считает губернатор.

— И тогда Ульяновская область не останется с разбитыми дорогами, плохим освещением, с годами не мытыми домами культуры, — сказал Сергей Иванович.

ПОД КРЫЛОМ САМОЛЕТА

Наше общение протекало на борту самолета: губернатор, покинув совещание после завершения основной части, торопился на встречу в Ульяновск.

— Сергей Иванович, так от чего нам придется отказаться в наступающем году?

— У нас приоритеты достаточно просты. Первое и главное — мы обязаны выполнить все свои социальные обязательства. А у нас их по сравнению с 2004 годом предостаточно. Чего стоит только один региональный Закон о ветеранах труда! Или многие законы о поддержке семей с приемными детьми, о поддержке материнства, детства. Поэтому для нас это самое приоритетное. Сегодня мы не скрываем, что готовы в рамках формирования бюджета 2010 года приостановить дополнительное количество инвестиционных программ, программ развития. Но ни на один день, ни на один час мы не можем сорвать социальные выплаты. От чего откажемся?.. Ну, например, у нас есть огромное желание построить новое здание краеведческого музея, отремонтировать еще несколько музеев, приступить к строительству историко-архивного комплекса. Но с учетом того, что ситуация, как нам сегодня докладывали заместители министров финансов, экономики, Минрегионразвития РФ, пока особого оптимизма не внушает, я готов дать правительству Ульяновской области поручение — многие наши задумки отложить на 2011-й или даже на 2012 год. А освободившиеся деньги направить на выполнение публичных обязательств.

НЕ СОПЬЕМСЯ

— По предложению Минфина на откуп регионам передается решение по нескольким вопросам — по транспортному налогу, госпошлинам, акцизам на пиво…

— Вы знаете, тема, связанная с акцизами на пиво, с транспортными и другими налогами, которая сегодня звучала, обсуждается уже давно. Но, понимаете, я сегодня об этом говорил и Сергею Борисовичу Иванову, и коллегам из федеральных министерств, что все не так бесспорно. Почему? По одной простой причине. Во-первых, я думаю, что государство все же более активно начнет заниматься профилактикой алкоголизма. Значительно больше молодых людей дадут откровенный бой алкоголизму. И это не может не сказаться на объемах потребления пива не только в Ульяновской области, а и в масштабах всей Российской Федерации. Во-вторых, увеличение акцизов, естественно, скажется на цене этой продукции. У людей, в принципе, не будет каких-то дополнительных доходов, которые они могут себе позволить так легко потратить. Поэтому, когда мы теоретически просчитываем, что от акцизов таких пивзаводов, как «СабМиллер», который вот-вот начнет выпускать свою продукцию, «Витязь» или «Трехсосенский», мы сможем получить где-то миллионов семьсот, а то и миллиард, это еще как сказать… Я согласен с Сергеем Борисовичем: нам самим нужно определить приоритеты. Но мы-то с вами понимаем, что если сейчас резко увеличим то, что нам разрешают (например, транспортный налог), что мы можем иметь на конце этого решения? Зарплата у людей не прибавилась. Бензин в цене растет. Цена автомобилей, комплектующих тоже растет. Ну откуда деньги? И тогда начнутся невыплаты по этому налогу, образуются задолженности. Теоретически на бумаге деньги будут, а в реалиях нет. Поэтому, я считаю, необходимо еще раз всем вместе — и федеральному центру, и регионам — сесть и все пересчитать.

ВОПРОСОВ МНОГО

— Не совсем понятно было нам, журналистам, наблюдавшим за ходом совещания по экранам, и то, что регионам передаются учебные заведения начального профобразования. Потянем ли?

— Министерство образования обещает передать училища в региональную собственность, чтобы у нас была полноценная система профессионального образования. Хорошо. Нам говорят: мы готовы в 2010 году передать их вам вместе с деньгами. Только в 2011-м мы уже не 100 процентов отдадим, а 80 процентов. А в 2012 году еще на 20 процентов снизим. А где нам эти деньги взять?.. Вы слышали, что объем региональной помощи на следующий год будет равен одному триллиону рублей. В этом году он составляет один триллион 100 миллиардов рублей. То есть уже сокращения. А полномочий у нас меньше не становится. Так что в рамках подготовки федерального бюджета нам нужно будет вместе с нашими депутатами и сенаторами вот на таких совещаниях все хорошо изучать и доказывать…

РАЗВИТИЕ

— На совещании также прозвучало, что регионам может быть передано и финансирование выпадающих доходов по детским садам. Мне кажется, регионы к этому не готовы…

— Мы пока не готовы брать на себя такие дополнительные обязательства, — подчеркнул Сергей Иванович. — Для нас это сегодня смерти подобно. Мы же не можем остановить развитие Ульяновской области и тратить все сто процентов заработанных средств только на заработную плату и социальные выплаты. Мы не можем отказаться от проектов, которые осуществляем вместе с федеральным центром. На следующий год мы должны изыскать в региональном бюджете порядка 450 миллионов рублей на радиологический центр в Димитровграде. И это не федеральное правительство, а мы будем закладывать. Нам нужно будет на следующий год активно заниматься второй очередью первого пускового комплекса автомобильного моста через Волгу. И это тоже важно. У нас есть обязательства софинансирования еще по целому ряду проектов, в частности — по государственной программе развития агропромышленного комплекса. А это порядка 500 миллионов рублей… В общем, впереди у нас огромное количество работы…

Светлана ЯМИНА, Нижний Новгород — Ульяновск