В первом полугодии 2009 года Счетной палатой Ульяновской области было проверено расходование более пяти миллиардов рублей бюджетных средств. Сумма выявленных нарушений превысила 75 миллионов рублей, и часть этих денег уже возмещены в бюджет. О том, как расходуются бюджетные средства в Ульяновской области, часто ли пытаются дать взятки ревизорам и о трудностях по сбережению государственной казны «Молодежке» рассказал Игорь Егоров – председатель Счетной палаты Ульяновской области.

– Игорь Игоревич, прошло почти восемь месяцев с тех пор, как Вы возглавили Счетную палату, уйдя из кресла министра… В качестве кого Вам комфортнее?

– Непростой вопрос. Конечно же, в некотором роде я оказался по другую сторону баррикад, после 8 лет работы в исполнительной власти, возглавив орган парламентского финансового контроля. У министра более разнообразный рабочий день: постоянно сталкиваешься с новыми проблемами, не все из которых можно заранее предвидеть, непрерывно поступают «новые вводные». Работа Председателя Счетной палаты более благодарная с точки зрения долгосрочного планирования. Есть больше возможностей сконцентрироваться на стратегических задачах, и для меня несомненный плюс, что остается больше времени для аналитической работы.

– А какие стратегические задачи стоят перед Счетной Палатой Ульяновской области сейчас?

– Как пелось в знаменитой песни, «забота у нас простая» – за три-четыре года сделать нашу Счетную палату одной из лучших в России, используя методический опыт и технологии проверок тех наших коллег, кто считается сегодня лидерами. Мы уже побывали в Казани и во Владимире, познакомились с опытом работы Контрольно-счетной палаты Москвы. Планируем также посетить Воронеж и Краснодар, где созданы очень сильные контрольно-счетные органы. Если будем брать только лучшее, будем быстрее двигаться вперед.

– Вы говорите это так уверенно, что нет сомнений – цель будет достигнута…

– Главное для любого управленца помнить, что нет нерешаемых задач. Мне очень повезло с коллективом. Я благодарен своим предшественникам, которые создали команду грамотных, уже зарекомендовавших, себя специалистов. Аудиторская, ревизорская работа требует тщательной подготовки кадров. Но к сожалению, остро ощущается кадровый голод в сельских районах области. Весной мы столкнулись с ситуацией, когда вакансии были в семи муниципалитетах. Благодаря и нашему давлению, и правильным шагам со стороны руководства районов сейчас недокомплект ревизоров только в двух муниципальных образованиях: Новоульяновске и Новоспасском районе. Это в первую очередь плохо для местной власти – как правило, в тех районах, где нет своего внешнего ревизора, сотрудники Счетной палаты находят больше всего ошибок.

– А что сегодня представляет из себя финансовый контроль на территории области в целом?

– Помимо собственно Счетной Палаты, за правильным расходованием бюджетных средств следит Контрольное управление областного Министерства финансов. Кроме того, в каждом районе области есть ревизоры районных финансовых управлений, а также представители внешнего, парламентского контроля, которые проверяют эффективность использования средств по поручению законодательных органов на местах. Нам известен план проверок коллег, и мы стараемся не допускать пересечений. Что касается Счетной палаты, то с годовым планом наших контрольных мероприятий можно ознакомиться на сайте Законодательного Собрания. Мы действуем по принципу киевского князя Святослава, который перед началом боевого похода посылал гонца с предупреждением – «иду на Вы».

– Не думаете, что нарушители тщательно подготовятся к Вашему визиту?

– Наша задача не сводится только к тому, чтобы поймать кого-то за руку, в первую очередь мы должны повышать финансовую дисциплину. Тем более, что любое финансовое преступление оставляет свой след. Счета, как и рукописи, не горят!

– Как классифицируются финансовые нарушения?

Если, например, деньги, выделенные на питание детей, были потрачены на строительство трубопровода, то речь идет о нецелевом использовании бюджетных средств. Но сегодня такого рода финансовые нарушения – почти фантастика, потому что органы федерального казначейства жестко контролируют целевое расходование бюджетных средств. Неправомерные расходы – это когда средства, вроде бы, ушли по назначению, предположим, на зарплату, но кто-то при этом без всяких оснований получил премию в 200%. Такие вещи грамотный ревизор найдет обязательно.

Сложнее выявить неэффективные затраты, когда какие-то виды работ можно было бы выполнить значительно дешевле и с более высоким качеством или приобреталось оборудование неподходящее или ненужное.

– Насколько мне известно, несмотря на сложность задачи, неэффективные траты вы выявляете.

– Стараемся выявлять.. В Новоульяновске например неэффективно потратили 55 тысяч рублей, списав их на уборку снега в последней декаде декабря прошлого года, хотя по данным метеорологической станции этого снега в те дни не было. В Карсунском районе некачественно был проведен за счет средств областного бюджета ремонт дорог. К сожалению, этот список можно продолжать и продолжать.

Несомненно, проверки неэффективности использования бюджетных денег самые спорные. У проверяемой стороны они нередко вызывают отговорки и возражения.

При анализе эффективности нужно докапываться до самой сути.

– А какие из выявленных нарушений особенно важны на Ваш личный взгляд.

– Постоянно встречаются ошибки в сметах при выполнении договоров на строительные и ремонтные работы. Я называю их именно ошибками, потому что злой умысел доказывает не Счетная палата, а правоохранительные органы. В последнее время приходится сталкиваться и с тем, что работники финансовых служб бюджетных организаций, главные бухгалтеры очень любят поощрить себя дополнительной зарплатой, порой совмещая по четыре ставки! Когда бухгалтер районной больницы имеет зарплату на уровне главы администрации района, а то и выше, вряд ли, это правильно.

– А как часто результаты проверок Счетной палаты становятся основанием для уголовного расследования?

– Уголовные дела однозначно возбуждаются по большим суммам нецелевых расходов. Но повторюсь, сегодня таких случаев очень мало, практически нет. Однако мы ежеквартально передаем все без исключения материалы наших проверок в областную прокуратуру в рамках соглашения о взаимодействии, подписанного весной этого года.

– Проверяемые Вас не боятся?

– Я в ответ на этот вопрос процитирую старую русскую пословицу; «Казенное добро должно быть страхом огорожено». Руководитель Счетной палаты России Сергей Степашин однажды заметил, что Счетная палата не должна вызывать страх, «но уважение с ощущением легкого трепета – вполне нормальное чувство». Мне эти слова кажутся точными. В идеале каждый государственный служащий должен подходить к расходованию бюджетных средств так, как если бы он тратил их из своего кармана.

– Сегодня это кажется утопией…

– Я в своей жизни встречал немало людей, которые к своей работе подходили именно так. И поверьте, что с учетом опыта многих лет работы в органах государственной власти я никогда в жизни не буду мазать всех государственных управленцев одной краской. Есть люди, которые для меня всегда были примером очень бережливого отношения к государственным средствам.

– Если говорить о тех чиновниках, кто далек от идеала, часто ли они предлагают аудиторам «замять» какое-то нарушение?

– Достаточно сложно в этом смысле работать в районах области. Люди, как правило, знают друг друга с детства. К ревизору идут и звонки, и ходоки приходят с просьбой тут что-то поправить, тут смягчить – это обычная практика. Но ревизор должен оставаться принципиальным. К счастью, пока у меня не было повода усомниться в своих сотрудниках – и это самая большая для меня радость, потому что мне приятно работать с единомышленниками.

– А Вас лично не просили кого-то по дружбе обелить?

– Счетная палата – орган особый. Он подотчетен Законодательному Собранию Ульяновской области, но самостоятельно планирует свою работу. Наша обязанность – информировать о результатах проверок областной парламент и Губернатора, а в остальном Счетная палата свободна в своих действиях. Давить сверху некому. Те люди, кто знает меня по предыдущим годам работы, понимают, что обращаться с такими просьбами – бесполезно.

– Каким, на Ваш взгляд, должен быть ревизор государственной казны?

– У него должны быть твердость характера, кропотливость и умение держать удар. И, конечно же, он должен быть объективным. Ничего личного, только работа. Любое нарушение должно быть обозначено, и спуску нельзя давать. Но незаслуженно обвинить человека так же плохо, как и не заметить нарушение.

– Можете ли Вы хотя бы гипотетически представить ситуацию, когда Счетная палата не найдет ни одного нарушения?

– Учитывая российские реалии, думаю, что я до этого времени не доживу. А ведь хотелось бы.

Внимание!

В Счетной палате начала работу общественная приемная! Если Вам известны факты неэффективного использования бюджетных средств, звоните по телефону 44-24-86.

Егоров Игорь Игоревич

Родился 19 февраля 1967 года в г. Ульяновске. С 1984 года работал на Ульяновском приборостроительном заводе. После окончания с отличием Ульяновского филиала Куйбышевского планового института в 1989 году, прошел путь от младшего научного сотрудника филиала Московского Государственного Университета в Ульяновске до проректора УлГУ по внешним связям и социальным вопросам. В 2001 году перешел на госслужбу. 2001-2004 г.г. – начальник управления, начальник Департамента экономики Ульяновской области, заместитель Губернатора Ульяновской области по экономике.

2005-2008 г.г. – заместитель министра экономики, заместитель министра инвестиций и внешних связей Правительства Ульяновской области, министр развития предпринимательства и туризма Ульяновской области.

С января 2009 года – Председатель Счётной палаты Ульяновской области.

Женат, двое детей, Кандидат экономических наук.

Нина КАШИНА