После публикации в «Симбирском курьере» материала о краеведе Жоресе Трофимове и истории его поисков дома, где родился Володя Ульянов, в редакцию позвонил ульяновский старожил Александр Сергеевич Усольцев. Рассказал, что его семья еще в 1952 году знала о месте рождения Ленина, но эта тайна тщательно скрывалась под угрозой ареста и репрессий. Вот его рассказ.

В деревянном двухэтажном особняке у северной стороны Ленинского мемориала, где сейчас находится Музей-квартира Ленина (правильнее было бы назвать Музей-квартира Ульяновых), до строительства Мемориала располагался детский дом №6. Его директором работала моя мама – Ольга Алексеевна Усольцева. Я часто заходил туда. На фасаде дома была установлена мраморная плита с текстом, информирующим о том, что здесь 10/22 апреля 1870 года родился В.И.Ленин. Замечу, «не в этом доме», а «здесь». В тексте была какая-то неопределенность. Написать «в этом доме» было бы неправдой, так как авторы знали, что Ленин родился не в нем. «Здесь» можно распространить на окружающую дом территорию. Поэтому маму в обкоме партии инструктировали, да и все экскурсоводы на вопросы посетителей отвечали, что во дворе дома находился двухэтажный флигель, у которого «низ каменный, а верх деревянный». В этом флигеле, говорили, появился на свет маленький Володя. Но флигель, сообщали, к сожалению, не сохранился. Действительно, так официально считали до 1965 года.

Я часто бывал во дворе детского дома. В нем располагались старые хозяйственные надворные постройки: конюшня, мастерские, складские и другие, сохранившиеся с дореволюционных времен, помещения. И никаких следов флигеля в виде остатков фундамента или стен.

Изображение дома с мемориальной доской в то время тиражировалось и на почтовых открытках и марках, и на маркированных конвертах, на значках, на других сувенирных изделиях.

Однажды летом 1952 года, когда был еще жив и правил страной Сталин, в кабинет к маме вошел незнакомый ей мужчина. Он представился сотрудником Дома-музея Ленина и попросил маму пройтись вместе с ним. Они вышли на улицу и направились в сторону площади Ленина. Прошли один дом, второй и свернули во двор третьего, в котором сейчас расположена экспозиция подарков городу Ульяновску. Макеты этих домов можно увидеть на диараме в Мемцентре. Во дворе третьего дома стоял двухэтажный флигель, у которого был «низ каменный, а верх деревянный». Вошли. Их встретил пожилой мужчина, старик. Он провел гостей на второй этаж и, по словам моей мамы, рассказал следующее.

– В 20-е годы Ульяновск посетил какой-то американский журналист, имя и фамилию которого я не помню. (По всей вероятности, это был Вильяме Рис, который встречался с Лениным и писал о нем книги. – А.У.) Руководители города привели гостя к нам в дом, и в моем сопровождении мы все поднялись на второй этаж. Там один из принимавших гостя сказал, что вот здесь, в этой комнате, родился Владимир Ильич.

Когда вышли на улицу, сотрудник Дома-музея Ленина предупредил маму, чтобы она, во избежание неприятностей, никому не говорила об услышанном. Она рассказала только мужу (моему папе) и мне. Мы молчали. Опасно было в те репрессивные сталинские времена говорить что-либо вразрез с официальной версией. Особенно моей маме – как дочери и мне как внуку репрессированного и расстрелянного священника из села Панская Слобода. Реабилитация наступила много позже.

И только когда в еженедельнике «Неделя» мы прочитали сообщение Жореса Трофимова о его архивной находке дома рождения Ленина, полностью совпадающей с нашими знаниями, мы с папой сходили в Дом-музей Ленина и рассказали об этой удивительной истории из жизни моей мамы. Нас, конечно, поблагодарили и приняли к сведению. Проанализировав все слышанное и виденное, я пришел к выводу, что высшие партийные органы сталинского периода вместе с ним еще задолго до строительства Мемориала всегда отлично знали, что дом, где родился Ленин, цел и невредим и стоит на своем месте. Но объявили его несохранившимся. Иначе возникла бы необходимость возводить над ним для сохранности специальный купол, как это сделали над известным домиком в городе Гори. «Отец народов» не мог допустить появления второго, вернее сказать, первого, «священного» места для паломничества приверженцев их учения.

Александр УСОЛЬЦЕВ.