Мы не привыкли видеть скульптуры этого художника в музейных залах, ведь выставочным пространством для его произведений давно уже стали ульяновские площади и улицы. Впервые на этой неделе в музее было выставлено несколько десятков работ скульптора Рафика Айрапетяна. Если вы не можете припомнить это имя, не смущайтесь -вы наверняка знаете его произведения.

Рафика Арменаковича уже нет с нами. Скульптора не стало в прошлом году. Нашему городу он отдал 50 лет жизни и творчества. На этой неделе в Музее современного искусства имени Пластова открылась его персональная выставка, посвященная памяти художника и 80-летию со дня его рождения.

Родился Айрапетян в армянском городе Кафан. Учиться отправился в Рижскую академию художеств, а после нее был направлен на родину Ленина. Ленинская тема в те годы стала одной из главных для скульптора. Еще одна тема, благодаря которой мы его работы и знаем, посвящена образам героев гражданской и Великой Отечественной войн. Самая известная из работ – масштабная скульптурная композиция монумента Славы на площади 30-летия Победы. Если же припомнить все работы Айрапетяна, то окажется, что его скульптуры стоят во многих селах области.

Другие работы скульптора места под открытым небом для себя не нашли, но также запечатлели знаковые для нашего города личности. Их и можно увидеть на выставке в музее Пластова. Это рвущийся на амбразуру Александр Матросов, скульптурные портреты командира Железной дивизии Гая, Героя Советского Союза Старостина, участника гражданской и Великой Отечественной войн Прокофьева. С ними соседствуют портреты из мирной жизни – дирижера Серова, художников Панина и Егуткина, с которым скульптор дружил, врача Рускуле, артиста Шарымова. Рядом с известными деятелями культуры – герой труда, доярка, бригадир сантехников, электрик. Это сочетание не кажется неуместным – в то время, когда работал Айрапетян, людям труда уделяли не меньшее внимание, чем артистам. Дополняют выставку графические зарисовки художника. Несмотря на то, что большей частью это эскизы, они удивляют объемностью образов – сразу виден стиль скульптора, даже при рисунке думавшего о том, как изобразить свою модель в материале. Выставка стала настоящим открытием, оценила ее исполняющая обязанности директора Художественного музея Луиза Баюра, – столько работ художника, скульптурных и графических, вместе не собирали в выставочных залах никогда.

Работы Айрапетяна хранят фонды нашего Художественного музея и региональное отделение Союза армян России. Земляки скульптора на открытии выставки рассказали, что при жизни организовать персональную экспозицию художника так и не удалось – он не любил большого внимания к себе. Коллеги Айрапетяна по Союзу художников припомнили, что он был не только мастером скульптуры, но и общественным деятелем. Много лет скульптор добивался строительства мастерских для коллег. Когда он пришел в очередной раз к секретарю обкома с вопросом, когда же появятся мастерские, тот дал слово секретаря, что здание будет построено. Айрапетян, человек с характером джигита, его прервал: «Мне ваше слово секретаря обкома ни к чему, дайте мне слово мужчины!». Мастерские были построены только в конце 1980-х годов, и ими до сих пор пользуются художники.

С уходом скульптора память о нем осталась жить в нашем городе – в его работах, которые на улицах видел каждый. Но есть еще одно памятное дело: на могиле художника нужно установить скульптуру коленопреклоненного скорбящего мужчины – одну из его любимых работ.

Лидия ПЕХТЕРЕВА