Заместитель министра образования России отчитал ульяновских библиотекареЙ

В минувшую субботу в Ульяновской области завершил свою работу региональный образовательный форум. Под занавес мероприятия Ульяновск посетили заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина (на фото — справа) и председатель комиссии по образованию Госдумы, депутат от нашего региона Григорий Балыхин.

Сразу же после вручения школьных автобусов общеобразовательным учреждениям области на площади Ленина господин Калина отправился в библиотеку для детей и юношества имени Аксакова, где принял участие в спор-сейшне «Миссия библиотек в процессе модернизации образования», состоявшемся в рамках образовательного форума. Вялотекущие дебаты библиотекарей региона оживлялись ровно четыре раза. Впервые, когда глава областного департамента культуры и архивного дела Татьяна Ившина объявила о том, что «библиотеки будут финансироваться из федерального бюджета еще в течение трех лет». Затем, когда речь зашла об оригинальной программе по обучению пенсионеров информационно-компьютерным технологиям, осуществляемой библиотекарями из поселка Силикатный Сенгилеевского района. Легкий сумбур в обсуждение внесла заведующая школьной библиотекой Вера Солуянова, признавшаяся, что из миллиона рублей, выделенных на модернизацию школы, «читальне» достался только компьютер. И, наконец, слово взял Калина.

— Я ожидал другого разговора, — сурово признался Исаак Иосифович собравшимся библиотекарям региона. — Вы не обижайтесь, но для меня не имеют смысла такие беседы. Разговор можно считать не состоявшимся, если в процессе не проявилось противоположного мнения. Я сам в прошлом учитель математики и не очень люблю неопределенные понятия и аксиомы. А разговор у вас сегодня как раз на уровне таких неопределенных понятий — обсуждение проблем вчерашнего, в лучшем случае — сегодняшнего дня. А библиотека сегодня должна ориентироваться на завтра, на внуков и правнуков. Давно пора понять, что наши дети, сегодняшняя молодежь, уже читают намного больше нас. И у них в плане чтения есть выбор, которого у нас не было. Поэтому сегодня это они учат нас, как, что и сколько читать. И библиотеки должны если не идти впереди своих читателей, то хотя бы поспевать за ними. Я это понял, когда недавно внуки подарили мне электронную книгу. Очень удобно, знаете ли: компакт-но, и вместе с тем есть возможность читать несколько тысяч книг с помощью одного маленького устройства. Для меня это в диковинку, а они давно уже к этому привыкли. Вы хотите сохранить привычные удобные технологии. А сохранять надо традиции, вечные ценности при модернизации технологий. Еще один пример. Я люблю чистые рубашки. И ваши мужья их любят. Но вы же не стираете рубашки, как в старину, руками в холодной воде на реке, а пользуетесь суперсовременными стиральными машинами с режимом деликатной стирки и сушки. Так же и с библиотеками…

Нерешенные задачи

Из библиотеки Калина и Балыхин отправились на набережную Свияги, где в конференц-зале главного корпуса Ульяновского госуниверситета прошло региональное родительское собрание, продолжавшееся почти три часа (вместо двух по регламенту). После этого Калина ответил на вопросы «НГ».

— Какие вопросы и проблемы, поднятые и поставленные во время встреч в Ульяновске, кажутся вам наиболее важными и требующими скорейшего решения?

— Мне показался наименее всего проработанным вопрос, заданный на родительском собрании отцом ребенка-инвалида. По поручению президента в рамках нацпроекта начинает активно реализовываться программа по дистанционному обучению детей-инвалидов. Но меня очень расстраивает реакция вузовского и абитуриентского сообществ на ситуацию с поступлением детей-инвалидов. Сегодня впервые благодаря Единому государственному экзамену у этих детей появилась возможность поступить в вузы. Нет смысла скрывать, что на вступительных вузовских экзаменах к инвалидам было неоднозначное отношение: вот сейчас мы его примем, а как с ним дальше работать – неясно. Ради избавления вуза от дополнительных хлопот допускались некорректные случаи на приемных экзаменах, и дети-инвалиды редко поступали. Теперь им дан шанс. И это вдруг вызвало, к стыду, непонятную болезненную реакцию вузовского сообщества и окружающего абитуриентского мира. Воспитание в здоровых людях толерантного, уважительного отношения к инвалидам – важная и большая, но, к сожалению, пока не решенная задача системы образования.

— Раз уж мы заговорили о ЕГЭ, после всех сложностей с ним в этом году какими вы видите основные уроки мин-образования, извлеченные в результате?

— Первое – надо резко увеличить работу по повышению квалификации учителей. ЕГЭ продемонстрировал, что многие учителя у нас забыли или плохо изучали в вузах то, что называется методикой. И все учительские страхи перед Единым госэкзаменом, передаваемые ученикам и родителям, — порождение слабого владения именно методикой изучения предмета. Ну и второй вывод – нам нужно очень много еще работать с приемными комиссиями. Далеко не все из них в этот раз оказались психологически и организационно готовы работать в новых условиях, когда не вуз отбирает себе абитуриента, как раньше, а с точностью до наоборот.

— Исаак Иосифович, вы сами пробовали решать задания, предложенные Единым госэкзаменом?

— В 2001 году я руководил системой образования в субъекте РФ, который одним из первых перешел на ЕГЭ. Прежде чем принять это решение, наш губернатор заставил сам себя, вице-губернатора и меня в том числе пройти все контрольно-измерительные материалы и задания по всем предметам. И, кстати, хоть я и учил детей математике, но больше всего люблю КИМы по русскому языку. Они умно придуманы, не позволяют просто зазубрить правила и заставляют все время думать над логикой предмета.