Старинные фотографии, метрики, игрушки, детские вещи и колыбель – все это экспонаты недавно открывшейся детской комнаты в музее городского быта «Симбирск конца XIX начала XX веков».
Интерьеры детской комнаты — гармоничное дополнение к спальной, буфетной, столовой и гостиной музея, воспроизводящего традиционный быт симбирянина среднего достатка.
— С появлением детской музей городского быта полностью сформирован, — говорит директор государственного историко-мемориального заповедника «Родина В.И.Ленина» Александр Зубов. – На это потребовалось десять лет кропотливой работы сотрудников и старожилов Ульяновска, ведь именно с их помощью удалось собрать старинные коллекции одежды, посуды, мебели, игрушек. Активное участие в оформлении детской комнаты также принимали наши земляки. Мы приглашаем посетить детскую экспозицию. Она будет интересна будущим мамам и папам, родителям и детям. Здесь можно узнать, как одевали малышей, какие игрушки им покупали, как развлекали.
По словам сотрудников музея, новая экспозиция может стать также отличным историческим материалом для студентов, изучающих педагогику. Дело в том, что конец XIX — начало XX веков для России — переломные в отношении к детству и воспитанию. В начале 1890 годов в стране проживало огромное количество детей. По данным 1914 года, из 176,2 миллиона общего населения 84,6 миллиона составляли дети и подростки до 19 лет, которых нужно воспитывать и обучать. Именно в тот период появилось понимание того, что детство – особый феномен, требующий изучения, а от воспитания зависит будущее общества. Активно обсуждались вопросы педагогики, психологии, детской литературы. Появились новые типы образовательных заведений. Первый бесплатный «Народный детский сад» для детей горожан из низших слоев населения был открыт в 1866 году при благотворительном «Обществе дешевых квартир» в Санкт-Петербурге. К началу ХХ века в стране уже насчитывалось большое число дошкольных учреждений для интеллигенции и рождающейся буржуазии, детских садов, площадок, приютов, очагов для детей низших слоев населения, для детей-сирот. Возникла методика дошкольного воспитания. Первым журналом с публикациями о систематических формах и методах обучения детей дошкольного возраста стал «Детский сад» под редакцией Аделаиды Симонович, в работе над которым участвовал основоположник научной педагогики в России Константин Ушинский.