Чем ближе новый отопительный сезон, тем чаще вспоминают о долгах, тарифах, неплатежах. Поставщики коммунальных услуг жалуются, что из последних сил держат сегодняшние тарифы, что едва покрывают свои затраты, что россияне расходуют воды, тепла и газа больше, чем предписано нормативами. И якобы постоянно за что-нибудь недоплачивают. Крайними в этой ситуации всегда остаются потребители. Уже стало железным правилом, что с нового года в стране обязательно поднимаются платежи по коммунальным услугам за счет роста тарифов и нормативов. Не исключены и другие неприятные сюрпризы в этой сфере. Но справедливо ли это? Наш собеседник, депутат Законодательного Собрания Ульяновской области, доктор технических наук Вячеслав Алексейчик предлагает сначала разобраться, кто кому сегодня должен.

– Вячеслав Валентинович, Вы давно и настойчиво ратуете за широкое внедрение энергосбережения в регионе, глубоко изучили вопрос. Скажите, действительно регулярный рост платежей за ЖК-услуги неотвратим в России? Энергетики, газовики, коммунальщики без этого не выживут?

– Уверен, что так быть не должно. Ведь мы и без того переплачиваем поставщикам ресурсов. Посмотрите, что происходит хотя бы с нормативами потребления. Несколько лет назад на объекты бюджетной сферы Ульяновска начали ставить теплосчетчики, сейчас их стоит порядка 460. Я контролировал это дело, когда устанавливали первую сотню – на школы, больницы. В итоге оказалось, что эти учреждения по показаниям счетчиков стали платить за тепло в среднем на 40 процентов меньше, чем было при расчетах по нормативу. То есть реально на отопление здания шло меньше гигокалорий (Гкал), чем заложено в норматив. И так продолжалось из года в год. Зато поставщики «великодушно» реструктурируют долги потребителям и грозят отключениями за неуплату по завышенным, как выясняется, нормативам. Но кто кому должен, если разобраться?

Дом Советов, где расположено Законодательное Собрание, до 1995 года платил за отопление за 600 Гкал – у меня есть документы. Поставили теплосчетчик, элементарную вещь, -сразу оказалось 220 Гкал.

Возникает другой интересный вопрос: куда все эти годы шли деньги от переплаты? И продолжают идти: ведь большинство наших зданий приборами учета не оборудованы. Ладно бы, если средства тратились на модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, на новые сети. Однако насчет этого имеются серьезные сомнения. И от жирного дармового куска никто отказываться не собирается. Наоборот, если сейчас в жилых домах норматив по отоплению 0,19 Гкал на квадратный метр, то его хотят повысить до 0,21 Гкал, ссылаясь на различные проблемы. Спрашивается, почему эти проблемы должны оплачивать потребители?

Или взять газоснабжение. Норматив в Ульяновской области был 10 кубометров в месяц на человека – теперь сделали по обоснованию газовиков 11. Тариф растет. А10 кубометров расхода газа означает, что вы должны на каждого человека по три ведра воды ежедневно кипятить. Разве столько люди сжигают? Вот в Засвияжье на трех домах поставили газовые счетчики: там расход будет меньше 10 кубов на человека – гарантирую.

– В утверждении тарифов, нормативов участвуют региональные и муниципальные власти. Опираясь на данные приборов учета, свидетельствующие о переплате, можно сдержать рост тарифов?

– Я предлагал еще несколько лет назад: давайте поставим приборы учета на несколько домов каждой серии (у нас же типовая застройка), создадим централизованный узел учета и проанализируем показатели, сделаем выводы. Установим справедливые тарифы для всех типов зданий до повсеместного оборудования их счетчиками. Но мне давали понять, что это невозможно: лучше не раздражать энергетиков, газовиков.

– Тогда, получается, выход пока один: ставить приборы учета на каждый дом. За чей счет?

– Хороший пример есть в Татарстане. Там оснащали все на входе в дом. Например, по горячей воде норматив потребления у них был 135 литров в сутки на человека. За это и платили. После установки счетчиков оказалось в среднем по 85 литров на человека – почувствуйте разницу. Когда начали ставить счетчики в квартирах, дошло до 65 литров. Повсеместная установка приборов на зданиях проводилась в соответствии с десятилетней программой оснащения многоквартирных домов узлами учета. Практически работы там завершены.

Для Ульяновска в условиях кризиса может быть применена такая схема. Поставить счетчики, временно продолжать брать деньги с людей по нормативу, как привыкли, а расчет с поставщиками ресурсов вести по показаниям счетчиков. Разница пойдет на покрытие расходов по установке приборов, через несколько месяцев за это можно рассчитаться и люди станут платить уже по счетчикам.

– Важную роль в сдерживании тарифов на ЖК-услуги, в сокращении затрат может играть энергосбережение. Как обстоят с ним дела в Ульяновской области?

– Программа энергосбережения у нас имеется, но реального энергосбережения нет, как ни резко это прозвучит. Хотя проблема очень серьезная. Президент РФ Дмитрий Медведев назвал ее одной из основных в стране.

В энергосбережении две составляющие – экономия финансовых средств и экономия ресурсов в гигокалориях, литрах, кубометрах. Они неразрывны. Ведь борьба с утечками, теплопотерями ведет в конечном итоге к сокращению затрат для всех – и для поставщиков, и для потребителей. Только заинтересованы ли в этом поставщики? Вот два сезона назад у нас была теплая зима и объем производства у энергетиков упал где-то на 14 процентов, потянув за собой вниз валовую выручку. В этом году, по моим ощущениям, они для подстраховки занимались перетопом, чтобы свою выручку в любом случае повысить, хотя температура сетевой воды коррелируется с температурой наружного воздуха. И это должно регулироваться, должны быть тепловые узлы на домах – через них надо регулировать.

Или, например, есть такие приборы учета по горячей воде, которые реагируют на ее температуру. Если температура падает в сети ниже оговоренной, то этот счетчик просто перестает считать, хотя вы продолжаете пользоваться водой, только не горячей, а чуть теплой, как у нас часто бывает. Такие приборы для наших поставщиков страшнее войны, ведь тогда нужно строго следить за качеством своих услуг. Извините, но как же иначе? Деньги-то с нас берут регулярно.

При желании и с нашими домами 20-30-летнего возраста можно многое сделать в плане энергосбережения. В Берлине, например, модернизировали высотки, построенные по советским нормативам во времена ГДР. Заменили все стояки, батареи, установили тройные стеклопакеты, теплоизолирующим слоем покрыли чердак, потолок в подвале. Цель была – снизить затраты на отопление 1 квадратного метра, добиться таких же, какие имелись в постройках Западной Германии. Результат превзошел ожидания: после модернизации затраты на тепло в этих многоэтажках стали даже ниже установленного по Германии норматива.

Конечно, на такое требуются серьезные средства. В Ульяновской области на энергосбережение выделено из бюджета в текущем году 3,5 млн рублей – смешная сумма. В следующем году планируется чуть больше – 5 млн рублей. Для сравнения, Татарстан тратил 300, 400, 500 млн рублей, у них есть отдача. Программа работает целенаправленно.

Понятно, что за соседями из Казани нам не угнаться. С бюджетом Ульяновской области не разбежишься. Но и 5 млн рублей – не деньги для направления, о важности которого даже президент страны говорит. Надеюсь, меня поддержат коллеги-депутаты, а облправительство пойдет навстречу и средств удастся изыскать больше. Проблема энергосбережения многогранна : должны быть определены концепция, приоритеты, сверстана полновесная, конкретная программа. Главными точками приложения этой программы являются дома и сети.

В ближайшее время в Законодательном Собрании намечено провести «правительственный час», посвященный тарифной политике в ЖКХ. Планирую на нем выступить, затронуть самые острые проблемы. Нужно убеждать, доказывать и, главное, находить взаимоприемлемые решения.

Владимир САМАРИН.

Подготовлено при участии пресс-службы Законодательного Собрания области.