В конце сентября пройдут торжественные мероприятия, посвящённые 360-летию со дня образования села Арское и храма Богоявления Господня

Виктор Никитин

На всём пути от Ульяновска до границы с Мордовией нет благолепнее вида храмового комплекса с белой надписью на засечной черте «Арское – 1649-2009». Белоснежные церкви и тянущиеся ввысь купола подобны лебедям, которые вот-вот взмоют в синее небо. Между тем судьба этого места столь же светла, сколь и трагична.

По царскому указу в начале января 1648 года началось строительство Карсунской части Симбирской засечной черты. На ней возводились деревянные сторожевые башни и укрепления, а рядом строились казачьи станицы. Вот что писал в своей книге «Сведения Симбирского уезда» за 1903 год историк и краевед Мартынов: «В числе слобод, основанных в 1649 году для заселения Симбирской черты, была и Арская слобода на реке Сельди. Из города Арска (на реке Казанке выше города Казани) сюда переехали 50 человек конных казаков и наделили их землёю. После 1708 года эти переведенцы ушли на юг. Принадлежавшая им земля осталась у казны и впоследствии пожалована частным лицам»…

«И это прочно и это навсегда»

В то время царём и великим князем Всея Великия и Малыя и Белыя Руси был Алексей Михайлович Романов. Вопрос утверждения православной веры среди язычников являлся для него не менее важным, чем военное присутствие на осваиваемых землях. В то время существовал специальный чин закладки новых городов, который начинался с возведения церкви. Храм виделся важнейшим религиозным и политическим объектом, как утверждение власти Божественной и царской: «Мы явились сюда с Господом, и это прочно и это навсегда».

Арское исключением не стало. Шестого января (19-го по новому стилю) 1649 года Богоявленская церковь отметила свой первый престольный праздник. Сегодня она по праву считается самым древним храмом Поволжья, являясь одновременно памятником истории и культуры.

Бог поругаем не бывает

Отдавая дань светлой памяти, назовём отдельных священнослужителей Богоявленской церкви.

Отец Николай Добролюбский служил в храме с ноября 1892 по 1900 год. Именно он подготовил и в 1901 году открыл при своём приходе братство во имя священномученика Харлампия. Основной целью братства являлась противораскольническая деятельность, а также попечительство о вдовах и сиротах. В своём составе оно имело пожизненного братчика – отца Иоанна Кронштадского, тогда ещё не прославленного в лике святых. Отец Николай Добролюбский 23 августа 1919 года принял мученическую смерть от рук большевиков.

Последним настоятелем храма был священник Пётр Малашкин. О судьбе его сведений не сохранилось.

Богоявленская церковь была единственной из пригородных храмов Ульяновска, которая 21 год действовала при большевиках. Это тем более удивительно, что Симбирск, как известно, был родиной вождя мирового пролетариата и отношение к церкви и священнослужителям здесь было крайне агрессивным. В храм, особенно в праздники, стекалось великое множество людей из соседних сёл и Ульяновска. Здесь тайно крестили детей, венчались, соборовались… В 1938 году храм Богоявления Господня закрыли.

После этого в церкви попеременно размещались клуб, тракторная мастерская, зернохранилище. Одно время здесь жгли автошины, закоптив стены и бесценные древние фрески. Сохранился только крест на куполе церкви. По приказу властей его несколько раз пытались сорвать тросом. Но только погнули, а трос постоянно рвался. С тем и отступились. Храм тем временем продолжал разрушаться и к началу нынешнего столетия являл собой руины. Но пришли новые времена.

«Обыкновенное» чудо

В марте 2002 года Указом архиепископа Симбирского и Мелекесского Владыки Прокла священнослужитель Благовещенской церкви города Ульяновска протоиерей Алексий Кормишин (по мирской профессии архитектор – авт.) был назначен, а с августа этого же года переведён на постоянное служение в качестве настоятеля Богоявленского храма.

Свою деятельность в приходе отец Алексий начал с организации в Арском православного центра духовной и социальной реабилитации для бывших участников локальных войн. Сегодня храмовый комплекс включает в себя две церкви – Богоявления Господня и Ксении Петербургской, церковно-приходскую школу, подворье, иконную лавку, кельи. А ещё трапезную, поликлинику, конференц-зал, швейную и столярную мастерские, теплицу. В перспективе – создание церковного сада и строительство собственной пекарни. Приход активно сотрудничает с общественными организациями, учебными заведениями и воинскими частями. На базе храмового комплекса проводятся летние международные православные лагеря и областной Рождественский фестиваль «Возродим Русь святую». Это лишь краткий перечень славных дел.

Могут спросить: «Как такое стало возможным? Ведь это же настоящее чудо». Мы намерены рассказать об этом в следующих номерах нашей газеты. И немного позавидовать тем, кто будет в Арском на юбилейных торжествах. Праздник, верим в это, станет для всех яркой, светлой и чистой памятью на всю последующую жизнь.