Тем не менее, все школы образовательные учреждения удалось подготовить к 1 сентября.

В Ульяновске начался новый учебный год. Насколько учебные заведения города оказались готовы к нему? Как финансовый кризис повлиял на финансирование школ? Какие уроки извлекли в регионе после проведения ЕГЭ? На эти и другие вопросы мы попросили ответить в нашем актуальном интервью министра образования Ульяновской области Ирину Балашову.

– Ирина Владимировна, новый учебный год уже начался. Насколько к нему были готовы школы Ульяновской области?

– Из 507 образовательных учреждений, предъявленных к приемке, приняты все до одного. Также приняты все 6 специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями и все 13 специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов.

– Какова, на ваш взгляд, главная проблема ульяновских школ на сегодняшний день?

– Главная проблема, была и остается, – обеспечение высокого качества знаний.

– Как обстоят дела со школьными поборами с родителей на различные нужды, например, на ремонт классов? Неужели действительно учебным заведениям Ульяновска так не хватает средств на ремонт? Какова динамика финансирования школ Ульяновской области?

– На подготовку школ к новому учебному 2009-10 году выделено из местного муниципального бюджета 72 195,60 тысячи рублей. 38 178,70 тысячи рублей из данного объема финансирования потрачено на ремонт и реконструкцию зданий. На обеспечение пожарной безопасности – 14 424,10 тысячи рублей. На подготовку к отопительному сезону – 13 618 тысячи рублей. На приобретение оборудования – 5 974 тысячи рублей.

В то же время только на ремонт образовательных учреждений в этом году требовалось 480 миллионов рублей! Сравните эти цифры, и сразу станет понятно достаточное ли у нас финансирование или нет.

Что касается так называемых поборов. В Законе об образовании четко говорится, что каждый ребенок в нашей стране имеет право на бесплатное образование. Следовательно, любые действия администрации школы, направленные на сбор денежных средств с родителей, незаконны. Но существуют родительские комитеты, которые сами принимают решение о дополнительном благоустройстве классов в школе, где учатся их дети. Ведь большую часть времени ребенок находится там. А насколько нужно улучшить среду обитания детей в классе, решают сами родители, исходя из материального положения семей.

– Долгие годы учителя являлись одной из наиболее низко оплачиваемых бюджетных работников. Как с этим обстоят дела сейчас? Как сильно кризис повлиял на финансирование учебных заведений области?

– По данным мониторинга, общее финансирование по всем статьям расходов составило: в 2008 году – 1 499 451 тысяча рублей, а в 2009 году – 1 630 410 тысяч рублей. Следовательно, финансирование в период кризиса не убавилось, а даже незначительно повысилось.

Похожая ситуация и с финансированием по питанию: в 2008 году – 132 080 тысяч рублей, а в 2009 году – 149 215 тысяч рублей. Но в то же время возросли и цены на продукты, отсюда можно сделать выводы о достаточности данного объема финансирования…

Выросло финансирование учебных учреждений на расходы по статьям заработной платы: в 2008 году – 840 850 тысяч рублей, а в 2009 году – 1 014 262 тысячи рублей.

Рост заработной платы обусловлен переходом с 1 января 2009 года всех школ на новую систему оплаты труда и введение «Положения о стимулировании работы педагогических работников» в каждом образовательном учреждении. По критериям, выработанным специальной комиссией, определяют, кому выплачивать средства из стимулирующего фонда. Но надо отметить, что во многих школах стимулирующий фонд практически отсутствует.

Если взять статистику, то средняя заработная плата учителя в школе в 2008 году составила 7 856 рублей, а в первом полугодии 2009 года – 10 674 рубля.

– Ирина Владимировна, давайте поговорим о таком новшестве, как Единый государственный экзамен. Проведенный в этом году ЕГЭ стал серьезным испытанием для школьников и учителей. Какие уроки вы извлекли из полученного опыта?

– С введением ЕГЭ у нас появилась реальная возможность оценить степень подготовки выпускника и работу каждого педагога, что, безусловно, повышает ответственность за качество преподавания дисциплин. Сейчас составлен целый список вопросов, которые необходимо решить до следующего года в связи с введением ЕГЭ.

Вот он:

1. Приведение уровня профессиональной подготовки всех категорий организаторов и участников ЕГЭ в соответствие с нормативными требованиями.

2. Разработка и внедрение адекватного целям ЕГЭ механизма управления образовательным процессом и качеством образования по результатам ЕГЭ на уровне общеобразовательного учреждения.

3. Создание сайта информационно-методической поддержки участников ЕГЭ на муниципальном уровне и уровне общеобразовательного учреждения.

4. Совершенствование института общественного и ведомственного контроля за подготовкой и проведением ЕГЭ на всех этапах его подготовки и проведения.

5. Развитие механизма стимулирования участников ЕГЭ по конечным результатам.

6. Разработка и внедрение региональной модели взаимодействия органов управления образованием с учреждениями высшего профессионального образования.

– Какие результаты показал единый государственный экзамен в Ульяновской области?

– Анализ участия в ЕГЭ 2009 года позволил выявить 97 общеобразовательных учреждений (29 %), выпускники которых в полном составе преодолели минимальный порог по всем общеобразовательным предметам (обязательным и по выбору).

Следует отметить, что стопроцентно с заданиями ЕГЭ по обязательным предметам справились выпускники общеобразовательных школ Базарносызганского района (по математике, русскому языку), Новомалыклинского, Старокулаткинского, Сурского районов (по математике).

Всего в Ульяновской области зарегистрировано 16 выпускников (0,2% от общего числа), которые показали стобалльные результаты ЕГЭ, в том числе, семь человек по русскому языку, пять – по математике, два – по литературе и 1 человек по физике и истории.

При этом 75% «стобалльников» явились выпускниками общеобразовательных учреждений повышенного уровня: гимназии №33, лицеев №№ 20, 38, 90, лицея при Ульяновском государственном техническом университете, городской гимназии Димитровграда. 25% участников ЕГЭ со стобалльными результатами обучались в массовых общеобразовательных школах: №№ 9, 10, 81 Ульяновска и в школе села Студенец Кузоватовского района.

Были выявлены и двоечники. 27 участников ЕГЭ по математике показали нулевой результат выполнения экзаменационных заданий. 14 человек – 52% от общего числа «нулевиков» – из Димитровграда. По 2 человека из Инзенского, Ульяновского, Барышского районов. По одному человеку из Майнского, Кузоватовского, Вешкаймского, Новоспасского районов и Новоульяновска. При этом наибольшее число участников с нулевыми результатами явились выпускниками ульяновской вечерней (сменной) школы № 6.

15 общеобразовательных учреждений (4,5 %) имеют по одному выпускнику, не справившемуся с заданиями ЕГЭ по одному из общеобразовательных предметов.

Вместе с тем, предметные комиссии отмечают, что 8226 человек (22,9% от общего числа участников ЕГЭ) не приступали к выполнению части «С».

– О том, что в Ульяновской области проходила так называемая оптимизация учебных заведений, городские СМИ писали не раз. Насколько она была необходима, и что стало ее результатом?

– Целью оптимизации является решение проблемы повышения эффективности функционирования образовательных учреждений в новых социально-экономических и демографических условиях России в соответствии с приоритетными направлениями развития образовательной системы РФ.

В результате оптимизации происходит рациональное использование кадровых, материально-технических, финансовых ресурсов.

На сегодняшний день в области часть образовательных учреждений ликвидированы, ряд учреждений реорганизованы путем присоединения к другим образовательным учреждениям, несколько учреждений передислоцированы в здания других образовательных учреждений.

Таким образом, оптимизация позволяет в условиях ограниченности бюджетных средств обеспечить достижение поставленных целей путем повышения эффективности использования ресурсов, внедрения новых организационно-экономических механизмов в образовании.

– Что вы можете пожелать ученикам и учителям в начале нового учебного года?

– Годы учебы в школе – это, без сомнения, самый увлекательный, самый насыщенный, самый незабываемый период жизни человека. В новом учебном году от души желаю всем доброго здоровья, творческих удач и прекрасного настроения! Желаю, чтобы новый учебный год был ярким и насыщенным, интересным и запоминающимся, чтобы багаж знаний день ото дня тяжелел, кругозор расширялся, а стремление к совершенству росло! Пусть легко покоряются самые высокие вершины знаний, а любые смелые замыслы находят успешное воплощение!