На Западе просто обожают разного рода рейтинги и хит-парады. Самые богатые, самые красивые, самые уродливые, самые сексуальные и несексуальные не сходят со страниц прессы. Самые необычные дома, животные, вирусы, миллиардеры, имена, часы и даже надгробные надписи! В последнее время принцип «любая публикация обо мне кроме некролога хороша» прочно вошел и в российскую жизнь. На днях своим рейтингом обзавелась Ульяновская область – в регионе были проранжированы “50 наиболее влиятельных персон”. Исследование проведено социологической фирмой из Самары и опубликовано в первом номере журнала с названием, на первый взгляд, претендующим на научность, – «Ульяновское измерение».

«Вареная» реальность

Слово «рейтинг» в наше время употребляется в сотни раз чаще, чем слово «культура». И это неудивительно. Еще в прошлом веке канадский философ Маршалл Маклюэн писал про «вареную» реальность. То есть, про действительность, которая существует для нас «с добавкой интерпретатора». К примеру, почему слово «кризис» зазвучало со всех трибун только в ноябре прошлого года, в то время как в мире и тем более в России он возник еще в августе? Мы можем только догадываться…

Вот и рейтинг «50 наиболее влиятельных персон Ульяновской области», составленный по результатам опроса местных экспертов, представляется не более чем свалившейся «откуда ни возьмись» попыткой более-менее упорядочить список имен представителей власти, бизнесменов и силовиков. Возможно, он представляет собой даже меньшую ценность, чем фамилии из записной книжки губернатора, будь она опубликована.

Понятно, что вполне в духе современных российских традиций, в этом списке вы не найдете представителей интеллектуальной и творческой элиты, например, ученых или художников. В нашем обществе это аутсайдеры. Ведь, если ты такой умный и талантливый, почему такой бедный? Тут уж не до влиятельности…

Чувство №6

Хотя подобные «исследования» могут быть весьма эффективными, особенно в преддверии выборов. По некоторым данным, половина россиян в принципе не доверяют рекламной информации о кандидатах, публикуемой в СМИ, но при этом большинство вполне прислушивается к политическим рейтингам.

Понятие “политический рейтинг” уже стало неотъемлемой частью быта простого российского избирателя. Мы слышим о рейтингах по радио, видим их по телевизору и читаем о них в газетах. И, кажется, чтобы разобраться в этом хаосе, необходимо некое дополнительное “шестое чувство”.

Впрочем, публикуемые в СМИ политические рейтинги призваны влиять не столько на избирателей, сколько на саму элиту. Выборы – самая большая и самая азартная в мире “рулетка”. Конечно, «карабасы» не любят проигрывать и постараются сделать ставки на самого “проходного” кандидата или наиболее эффективного лоббиста. А как еще определять перспективность «ставленников»? Так что строка в рейтинге – прежде всего показатель «инвестиционной привлекательности» того или иного персонажа, его своеобразный «курс акций».

Не «для народа»

Тройку главных факторов, по которым оценивалась значимость каждого участника рейтинга, составили влияние на принятие решений, расстановку кадров и экономические процессы. При этом наименее значимым для выявления лидеров нашей элиты оказалось «влияние на общественные организации». А особенностью региона стало то, что рейтинг «влиятельности» у нас возглавил губернатор. Конечно, это неоспоримый результат. «На самом деле у СМИ не должно быть злобы и желания вывести элиту на «чистую воду», – говорят авторы проекта, называя его «не очень высокорентабельным». – В Ульяновске все выпускают издания «для народа». Но, чтобы элита что-то реально делала для него, нужно, чтобы за ней наблюдали…»

Кто же попал в пресловутую десятку «самых-самых»? Вот они, вершители наших судеб, просим любить и жаловать! На втором месте, как и «положено», первый заместитель председателя правительства. На третьем – руководитель региональной «Единой России», он же депутат ЗС. Мэр областного центра – на четвертом. На пятом – прокурор области. На шестом – депутат городской думы и местный «олигарх» по-совместительству. На седьмом – руководитель местных «справедливороссов», бизнесмен и «медиамагнат». На восьмом – еще один первый зампред правительства. Председатель гордумы – на девятом. А замыкает почетную «десятку» председатель Законодательного собрания области. Во всем «топе-50» от начала до конца – главы муниципальных образований, министры, депутаты – от гордумы и областного парламента до сенаторов Федерального собрания, – и, разумеется, просто о-о-чень состоятельные люди.

Строим «Дом»?

С другой стороны, если в экономике каждый из нас может найти достаточное количество экспертов (банки, вузы и т.п.), а в спорте ранг клуба или игрока подлежит прямому и примитивному подсчету, то в региональной политике, на самом деле, все может быть достаточно местечково и субъективно. По меньшей мере, здесь сложно найти независимых специалистов – все друг друга знают, и «варятся» примерно в одном котле. Наверное, не зря сама газета «Коммерсантъ», имеющая некоторое опосредованное отношение и к текущим «замерам» нашей региональной элиты, в свое время писала: «рейтинг – опиум для народа». И, кстати, ну чем не рейтинг – результат голосования в пресловутом «Доме-2»?!

Конечно, рейтинги являются политическим оружием. И дальше – как в пьесах Чехова: если на стене висит ружье, оно обязательно выстрелит. А значит, рядовому избирателю надо относиться к тому, что публикуется в СМИ, очень осторожно, чтобы “отделить зерна от плевел” и не позволить собой манипулировать.

Короче, как написал один современный поэт:

Эти рейтинги, топы и чаты –

Мир отстроен ступенями вверх:

В точных цифрах компьютерных знаков

С чьих-то мнений спрессован успех.

Может быть объективно и честно

Эти цифры нам суть выдают?

Только мне до сих пор не известно,

Что за люди за ними живут?..

Что за тайны скрываются в душах,

Чем живет нашей нации цвет?

И кому от количества лучше,

Если качества в «гениях» нет?!

Софья МОРЖОВА