Депутаты областного парламента обсудили ситуацию на «тарифном фронте»

Олег Долгов

Очередной «правительственный час», прошедший вчера в Законодательном собрании области, был посвящен тарифной политике и проблеме неплатежей в регионе в следующем году. Нестареющая актуальность этой темы и продолжающийся рост задолженности потребителей перед ээнергоснабжающими организациями известны всем. Именно поэтому проводивший вчера очередное заседание областного парламента, а соответственно, и «правительственный час» первый вице-спикер Александр Майер-старший основной задачей назвал совместную выработку предложений по решению этих проблем.

Необходимо отметить, что десятого сентября губернатор Сергей Морозов утвердил региональный план мероприятий по сдерживанию роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги на 2010 год. Наряду с обязательным мониторингом ситуации в нем присутствуют такие пункты, как введение социальной нормы потребления электроэнергии, отказ от дифференцирования диапазонов годового числа часов использованной мощности менее пяти тысяч (это касается предприятий малого и среднего бизнеса и сельхозпроизводства, оплачивающих энергию по одноставочному тарифу), обеспечение сбалансированности тарифных решений, индекс роста тарифов на ЖКУ для населения в следующим году в разрезе муниципальных образований от 11 до 18 процентов (год назад было 25 процентов) и так далее. Главное, власти прекрасно отдают себе отчет, что приоритетной задачей тарифной политики сегодня является ограничение роста тарифов. Но одновременно с этим необходимо решать и проблему неплатежей.

Именно эта проблема стала лейтмотивом докладов, озвученных в ходе «правительственного часа» заместителем министра строительства Андреем Пашенцевым и председателем комитета ЖКХ мэрии областного центра Владимиром Егоровым. На сегодняшний день задолженность за потребленные энергоресурсы в регионе составляет 1,287 миллиарда рублей. Уровень платежей населения за 8 месяцев 2009 года составил в среднем по области 91,84 процента, что почти на четыре процента ниже уровня платежей за тот же период прошлого года. Наиболее низкий уровень платежей наблюдается в сфере теплоэнергетики (отопление и горячее водоснабжение) и составляет 89,16 процента.

Задолженность населения по оплате жилищно-коммунальных услуг в целом по области на 1 сентября увеличилась по сравнению с задолженностью годичной давности на 221 миллион рублей и составила 840,4 миллиона.

Наибольшую просроченную задолженность на начало текущего месяца традиционно имеет областной центр – 631,2 миллиона, что выше прошлогоднего на 177,2 миллиона и составляет 75,1 процента от задолженности области в целом. Значительно выросли долги в Димитровграде и Новоульяновске.

Министерство строительства предложило следующие меры по активизации сбора платежей с населения:

– ввести на всех предприятиях, учреждениях и организациях систему безналичной оплаты работниками жилищно-коммунальных услуг. (Как в Димитровграде по оплате за ЖКУ сотрудниками ГНЦ РФ НИИАР);

– активизировать работу по оформлению и подаче исковых заявлений в суд на взыскание задолженности по оплате ЖКУ и дальнейшее взаимодействие со службой судебных приставов по исполнению решений суда, в том числе по вопросам удержания по исполнительным документам из заработной платы, пенсии, денежного довольствия;

– активизировать работу по расторжению договоров социального найма при нарушении платежей за ЖКУ в течение шести месяцев и переселения должника и членов его семьи в жилое помещение меньшей площадью, в пределах норм общежития (шесть метров);

– публиковать информацию о сумме задолженности и списки злостных должников за ЖКУ;

– проводить ежемесячные акции с привлечением радио, телевидения по показу принятых мер воздействия на злостных неплательщиков за ЖКУ;

– заключать соглашения о добровольном погашении долга (реструктуризации) жителей с управляющими компаниями и поставщиками коммунальных услуг;

– ограничивать подачу коммунальных услуг гражданам, имеющим задолженность за ЖКУ.

По итогам «правительственного часа» депутатами будут выработаны рекомендации и направлены для рассмотрения в региональное правительство. Мы же, по традиции, приводим вопросы народных избранников, ответы на которые не менее традиционно интересуют все население области.

Какова методика расчёта тарифов и основания их ежегодного пересмотра? Основанием для ежегодного пересмотра тарифов служит Федеральный закон от 30.12. 2004 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

В соответствии с действующим законодательством регулируемые организации ежегодно выходят в регулирующий орган с заявлением об утверждении на следующий календарный год. Рассмотрев заявления и обосновывающие материалы, регулирующий орган открывает дело об установлении тарифов либо возвращает расчётные материалы на доработку. В условиях рыночных отношений, когда цены на сырье и материалы меняются непрерывно в течение года, изменение тарифов является неизбежным. Государство может обеспечить только планомерность такого изменения тарифов и гарантировать их экономическую обоснованность. Помимо естественных инфляционных процессов рост тарифов также обусловлен текущим состоянием основных фондов, выполнением не только мероприятий по обслуживанию и текущему ремонту основных средств, но и необходимостью выполнения капитальных ремонтов и их реконструкции.

При формировании тарифов в рамках Сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и предельных индексов роста тарифов учитываются следующие условия: рост стоимости топлива; рост стоимости электроэнергии; а также рост остальных статей затрат. Кроме того, учитывалась необходимость доведения заработной платы работников до уровня прожиточного минимума и сохранения квалифицированных кадров.

Каковы правила установления нормативов потребления коммунальных услуг и основания их повышения?

Правила установления нормативов на коммунальные услуги определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». Согласно Правилам нормативы устанавливаются не менее, чем на 3 года, а основанием для досрочного пересмотра служит изменение инженерной инфраструктуры муниципального образование (строительство нового водопровода и др.).

Нормативы на газ устанавливает субъект РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006г. № 373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учёта газа» и Приказа Министерства регионального развития РФ от 13.07.2006 г. № 83 «Об утверждении методики расчёта норм потребления газа населением при отсутствии приборов учёта газа».

Нормативы по электроэнергии устанавливает субъект РФ в соответствии с Постановлением от 23.05.2006 № 306.

Нормативы на теплоэнергию, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, канализацию устанавливают органы местного самоуправления.

Каким образом определяются параметры качества тепловой энергии?

Параметром, определяющим качество услуги теплоснабжения, является температура внутри отапливаемого помещения. В соответствии с действующими требованиями она не должна быть ниже 18 градусов по Цельсию.

На какой стадии находится процесс создания системы диспетчеризации коммунальных ресурсов в городе Ульяновск?

Минэкономики области считает, что создание системы диспетчеризации коммунальных ресурсов в городе потребует дополнительных затрат и, соответственно, увеличения коммунальных платежей населения. Решение о создании единой системы диспетчеризации входит в полномочия органов местного самоуправления.

Планируется ли в ближайшее время разработка и реализация программы комплексного оснащения многоквартирных домов узлами учёта коммунальных услуг, как это сделано в Татарстане, не только в рамках имеющийся федеральной программы?

Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.02.2009 года № 67-П утверждена областная адресная программа поэтапного перехода на отпуск коммунальных ресурсов потребителям по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учёта потребления таких ресурсов на территории Ульяновской области в 2009-2011 годах.

Планируется ли введение системы оплаты за коммунальные услуги аналогично системе оплаты услуг телефонной связи, которая предусматривает постоянную часть и возможность применения различных тарифных планов?

Установление регулирующим органом на основании предложения организации, осуществляющей регулируемую деятельность, двухставочного тарифа возможно. Но в настоящее время его применение затруднено отсутствием приборов учета тепловой энергии (мощности), допущенных органами стандартизации и метрологии для расчётов по двухставочным тарифам. Кстати, такой опыт имелся в Санкт-Петербурге, но был отменен в связи с неэффективностью.

Проводилась ли работа по определению количества фактически проживающих и зарегистрированных лиц в многоквартирных домах, например в домах ТСЖ, в целях осуществления контроля за потреблёнными коммунальными услугами?

По имеющейся у Минэкономики области информации такая работа осуществляется в ТСЖ постоянно, но данная проблема в настоящее время не до конца отрегулирована нормативно-правовыми актами и, соответственно, будет остро стоять до изменения и доведения до совершенства имеющейся законодательной базы.

Тем временем…

17 сентября в Москве состоялась рабочая встреча руководителя Общественной организации «Содействие реформам ЖКХ» Живайкина Сергея Анатольевича с членом Совета Федерации от Ульяновской области Баженовым Сергеем Викторовичем, в ходе которой были обсуждены вопросы реализации в нашем регионе ФЗ №185 от 21.07.2007 г. «О фонде содействия реформированию ЖКХ» и намечены конкретные меры стимулирования реформы всего комплекса ЖКХ в Ульяновской области.

Бажанов СВ. как член Совета Федерации также выразил готовность оказать содействие в выделении федерального финансирования капитального ремонта жилого фонда Ульяновской области в 2010-2011 годах, согласно ФЗ №185.