В начале сентября УАЗ распространил пресс-релиз, в котором обнародовал планы организации отвёрточной сборки Bremach T-Rex – итальянского специализированного внедорожника, который позиционируется на рынке как одна из немногих альтернатив MB Unimog. Машина неплохая и даже нужная, но смущает цена. Ценники на немногие завезённые в Россию Bremach начинаются от трёх миллионов рублей. Очень немало за трехтонку с довольно ограниченной областью применения. При этом, крупноузловая сборка на УАЗе вряд ли понизит цену больше чем на 10-15 процентов, так как никакой речи об экономии на таможенных пошлинах в данном случае не идёт. “Тираннозавры” (а именно так расшифровывается аббревиатура T-Rex) растаможиваются по льготным тарифам как коммунальная спецтехника, а значит прямого экономического смысла в организации сборки нет. Тем более в кризис. Но у УАЗа свои резоны.

Предприятие, показавшее прямой убыток за первую половину 2009 года почти в полмиллиарда, как и все другие исконно российские авто-производители крайне нуждается в инвестициях. Но где их взять? Вариант нашёлся. По-видимому, руководство вовремя вспомнило о том, что В.В. Путин в конце прошлого года ненароком обмолвился о выделении почти 13 миллиардов рублей на закупку техники для МЧС, пожарных и т.д. А первая половина 2009 года прошла в непрерывных разговорах о поддержке отечественного автопрома. Сделать соответствующие выводы оказалось несложно. И вот итог – намерение всерьёз организовать сборку итальянских “динозавров”. Понятное дело, что сборка имеет смысл исключительно под гоззакупки. Цена в пару сотен тысяч долларов тут явно не преграда для продаж.

Вопрос – куда уйдут эти деньги? Большая часть – на закупку агрегатов. Таможенные пошлины на них повысили, но скорее всего и тут исконный отечественный автопром найдёт поддержку в верхах и машинокомплекты будет ввозиться по льготным тарифам. Часть денег потратят на текущие расходы, но и после этого останется довольно прилично.

Другое дело, что сборка по принципу “прикрутить колёса и одеть на шасси кабину” – это совершенно не производство в нормальном значении этого слова. Это – использование “административного ресурса”. Собирать T-Rex из комплектов сможет даже пьяный слесарь в железном гараже. Очевидно, что не будет и никакой локализации производства – нормального дизеля среднего объёма под базу Bremach в России просто нет, элементы шасси производить некому, а налаживать прессовое производство ради сборки всего нескольких партий “под деньги государства” – это вообще маразм. Зато, по видимому, от такой ситуации выиграют все. УАЗ – получит огромные деньги за работу, которую может выполнить любой ПТУшник, государство бодро отрапортует о развитии отечественной промышленности, МЧС получит современные “динозавры” на которые потом будет крайне сложно найти запчасти, сертификационные органы заработают на проверке света фар и прочей ерунде. Даже ВВП вырастит.

Интересно, что УАЗ – это единственный из российских заводов, который вполне мог бы разработать и самостоятельно производить малыми сериями аналог T-Rex. Только у УАЗа есть нормальное, относительно современное, производство неразрезных мостов, опыт констрирования рамных внедорожников и неплохая конструкторская школа. При комплектовании пластиковой кабиной и иностранным силовым агрегатом такой автомобиль можно разработать всего за год, тем более, что очень глубокие исследования в этом направлении проводило НАМИ, где была собрана целая серия эксперементальных автомобилей по своей идеологии близких T-Rex. С использованием, кстати, только отечественных агрегатов. Эти машины уже из года в год кочуют по разнообразным выставкам, но инвестора для органицации производства НАМИ найти так и не удаётся. Между прочим, по оценкам специалистов, стоимость организации производства таких автомобилей на базе существущего автозавода составит не более 130 миллионов долларов (как 1500 комплектов для сборки T-Rex’а), а цена готового изделия – не более 30 тысяч евро. Другое дело, что это мало кого интересует…

Технические характеристики Bremach T-Rex, который планируется собирать на УАЗе:

грузоподъёмность – 3 тонны;

мощность двигателя – 116 л.с.;

тип двигателя – дизель (Iveco);

привод – полный, блокировка всех дифференциалов.

Текст – Zoviet, фото – пресс-служба УАЗа