Нина Павловна Миренкова всю свою жизнь учила детей. Это сейчас профессия школьного учителя мало престижна. А когда-то ради карьеры преподавателя люди сознательно шли на всяческие лишения и жертвовали личными интересами.
В 1949 году двадцатилетняя девушка Нина в летних тапках по морозу топала навстречу своей мечте. Пройдя пешком почти весь путь от Мстиславля до Могилёва, она поступила в Государственный учительский институт, как он назывался в ту пору. На учёбу её собирали всем миром. На барахолке были куплены те самые тапочки, где-то достали самодельный тулуп, от старшей сестры по наследству Нине достались кофта и юбка.
Мстиславль – Могилёв – Польные Богатыри
Специальность Нина выбрала сразу – ей всегда нравилась география. Первой же географической точкой в её самостоятельной жизни явилось институтское общежитие, где на 30 квадратных метрах стояло 20 кроватей. Теснота была страшная, что, впрочем, не мешало девушкам учиться.
Два года обучения пролетели, как два месяца. И началась учительская жизнь. В первый раз она вошла в класс в качестве преподавателя в школе села Польные Богатыри, что в Гродненской области. Туда её направили по распределению как молодого специалиста.
– Тогда мы работали на бегу, – с улыбкой вспоминает Нина Павловна. – Дело в том, что там школа была разбита на три части – старшие, средние и младшие классы. И все – в разных деревнях, по три километра расстояния до каждой. Вот и получалось, что только урок закончился, тетради в руки – и бегом до соседнего села. И так весь день!
Правда, преподавать «на бегу» Нине Павловне довелось недолго, вскоре молодая учительница вышла замуж и уехала вслед за супругом в Иркутск, где, по её личному признанию, провела самые счастливые годы своей жизни.
Иркутск-Ульяновск
-Тяжело тогда было, – с грустной улыбкой продолжает Нина Павловна. – Работы в Иркутске не было. Я четыре года стояла в очереди. За это время даже успела педагогический институт окончить, ведь могилёвское образование считалось незаконченным высшим. А однажды мне всё же удалось устроиться. В школу для слепых.
Специфику работы с детьми-инвалидами Нина Павловна освоила быстро и поныне вспоминает то время с гордостью. Перебирая старые фотографии, она говорит, что плохих учеников у неё не было, но те – слепые – дети всегда казались ей чуть добрее обычной ребятни.
В Иркутске она проработала 16 лет. И, скорее всего, там и осталась бы. Но начались серьёзные проблемы со здоровьем, сказалось голодное и холодное военное детство. Нужно было срочно менять климат. Спасая жену, супруг в кратчайшие сроки нашёл место в далеком и не знакомом на тот момент городе Ульяновске. Куда семейство и перебралось в 1970 году.
Став зам начальника Школы высшей лётной подготовки (ныне УВАУГА), муж обеспечил семье жильё и заработок. Однако Нине Павловне не сразу удалось найти работу по специальности. Первым ульяновским местом для неё стала школа-интернат, где дипломированный педагог Миренкова стала простым воспитателем.
– Это были ещё те жуки! – с доброй улыбкой на лице вспоминает наша героиня. – Хулиганьё! Но такие… славные! Конечно, приходилось к каждому подход искать. Ну, а куда деваться – я их любила. Вот этот особенно неспокойный был, – Нина Павловна показывает на старую фотографию. – А вот этого они обижали, заступаться приходилось. Я их всех помню, как будто это было вчера… Правда, в интернате я проработала недолго, всего пару лет.
Зато в ульяновской средней школе №57 Нина Павловна задержалась гораздо дольше. Именно в этой школе прозвучал для неё последний звонок. Выпустив последний в своей жизни – 25-й – класс, Нина Павловна ушла на пенсию по инвалидности.
– Какой из больного человека работник… – сокрушается она. Но знаете, у меня до сих пор в сентябре такая тоска начинается! Не могу я без детей, без школы! Ведь школа для меня -это всё! Школа – это моя жизнь. ^ Мне даже сейчас частенько сны снятся, как я уроки веду… Многие, наверное, не поймут этого, но я жутко скучаю по всей этой суете. Моя единственная радость – что про меня мои ученики не забывают, в гости ходят…
Разговор с Ниной Павловной прервал телефонный звонок. Торопливо сняв трубку и проговорив несколько минут, женщина вернулась к столу. – Вот как раз коллеги звонили. Тоже пожилые, тоже на пенсии уже давно, на встречу приглашают. Ведь 5 октября – День учителя! Жаль только, что в школах редко встречи проводятся. Сейчас время такое – не до встреч, а жаль… – помолчав, повторила 79-летняя женщина, посвятившая всю свою жизнь трудной, но, пожалуй, одной из самых важных профессий – профессии школьного учителя.
Вместо послесловия
Редакция «Молодёжной газеты» от всего сердца поздравляет всех учителей – и тех, кто работает сейчас, и тех, кто уже на пенсии. Желаем вам всего самого наилучшего! Ведь вы, учителя, для каждого из нас были первым лучиком света. И свет этот никогда не погаснет.
Анастасия ПИЧУГИИА