Депутаты Городской Думы проголосовали за всенародные выборы мэра. Точку в вопросе должны поставить публичные слушания. А пока мы попросили спикера городского парламента Василия Гвоздева прояснить ситуацию.
Василий Анатольевич, вопрос со способом избрания мэра обсуждается уже длительное время. Ощущение такое, что чем дальше, тем в большее замешательство приходит население. Что, собственно говоря, происходит?
Дело в том, что закон позволяет выбирать главу города или мэра одним из трех способов. До сих пор жители выбирали главу города и главу городской администрации в одном лице. Это первый способ. Второй тоже предполагает всенародные выборы, но мэр не возглавляет городскую администрацию, а становится одновременно председателем Гордумы. «Хозяйство» в этом случае ведет сити-менеджер, работающий по контракту. И последний вариант – мэра выбирают депутаты Городской Думы из своего числа. Какой способ лучше для Ульяновска – это очень важный вопрос, неудивительно, что он волнует сегодня и политиков, и всех горожан. Руководители самого разного уровня свои позиции четко обозначили. Сергей Николаевич Ермаков – выступает за всенародное избрание главы города и главы администрации в одном лице. Политические партии, понятно, придерживаются разных позиций. «Единая Россия» заинтересована в прогнозируемой системе управления городом, которая будет встроена в общегосударственную политику. И не заинтересована в том, чтобы к власти пришел представитель другой партии. Иначе это с большой долей вероятности может вызвать конфликт между городом и областью, или городом и правительством страны. Лидеры других партий – они за то, чтобы оставить все как есть. Но, кажется, их интересует не столько сам вопрос, сколько возможность заявить о себе, набрать политические очки, лишний раз покритиковать власть.
Депутаты Гордумы остановились на втором варианте со всенародными выборами? Неужели парламентариям не хотелось самим определять дальнейшую судьбу города?
Это слишком серьезный вопрос, чтобы мешать его с личными амбициями. На самом деле мы опирались не столько на свои соображения, сколько на настроения населения. Их помогло определить социологическое исследование межрегионального центра «Перспектива». Специалисты опросили более 1000 человек. В том числе 200 референтных лиц — руководителей предприятий и общественных организаций. Две трети опрошенных категорически несогласны отказываться от своего права голоса. Ульяновцы хотят, чтобы глава города избирался всенародно, отражал интересы населения и контролировал все, что делают чиновники исполнительной власти.
Разве не представительный орган должен контролировать исполнительную власть?
Должен и контролирует. Но на практике это выливается или в конфликт между двумя ветвями власти, при котором дальнейшее движение вперед невозможно, или в то, что мэрия игнорирует те решения и постановления Думы, которые ей не по душе, предложения, которые неудобны. Старая схема управления городом небезупречна. Я уверяю вас, я могу привести десятки примеров, когда решения Городской Думы, наши инициативы, наши серьезные программы оставались на бумаге. Не потому что они – плохие, а потому что у исполнительной власти другой взгляд или другие приоритеты на данный момент. И вот эта конструкция держится за счет компромисса между председателем Городской Думы, который не вынимает шашку и мэром города, который, нужно отдать ему должное, тоже не уходит от диалога. В новой конструкции, когда мэр избирается всенародно и автоматически возглавляет Городскую Думу возможность конфликта между исполнительной и законодательной властью в принципе исключается.
Фактически мы получаем усиление представительных органов власти над властью исполнительной? Хотелось бы подчеркнуть этот момент.
Вы абсолютно правы. Глава города, будучи председателем Думы, работает в связке с депутатами. Фактически все решения принимаются коллегиально. При этом депутаты непосредственно взаимодействуют с населением через общественные приемные, сходы граждан и так далее. Сити-менеджер – он работает по контракту. Его задача – выполнение целевых программ, которые разрабатывают депутаты вместе с главой города и, конечно, исполнительной властью. Есть план, что нужно сделать, например, в системе здравоохранения в течение года, в каждой конкретной больнице, поликлинике, сити-менеджер берет его и начинает выполнять. Он может сказать: «Я не буду это делать» или «У меня другой взгляд на развитие города». Нет проблем, через один квартал депутаты вправе потребовать от него отчет и освободить от должности.
Ваша личная позиция? Какая схема выборов мэра лучше?
Сначала, то есть в январе-феврале этого года у меня, возможно немного наивно, было убеждение в возможности компромисса. Я предполагал, что все мы, жители Ульяновска, независимо от политической принадлежности и других различий заинтересованы в развитии города. А значит, различные политические партии, найдут компромисс и выдвинут единого кандидата или поддержат кандидатуру, которую предложит губернатор. Подобное произошло на всенародных выборах в Новосибирске. Там все партии КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия» подписали документ, что они поддерживают на всенародных выборах Владимира Городецкого, который уже дважды избирался на пост мэра, привел Новосибирск к процветанию, сделал так, что общественное самоуправление является ключевой силой. Но где-то к августу я понял, что компромисс ключевых фигур все менее и менее вероятен и, наконец, невозможен. Это внутреннее убеждение укрепляли многие факторы: высказывания крупных руководителей, их действия. Моя позиция всегда была и остается такой — выборы должны быть всенародные. Но, обсуждая с коллегами вопрос, мы поняли, что делая ставку на существующий порядок вещей, мы начинаем помогать популистам, которые свои амбиции ставят выше общих интересов.
Возможен и вариант, что глава города будет, скажем, от КПРФ, а в Думе большинство – единороссы?
Возможно. Но я все-таки за эту систему – за всенародное избрание. Я верю, что население способно само разобраться. И люди все равно будут смотреть на конкретного кандидата, работает он или больше болтает, компетентен или нет, поддерживается или не поддерживается губернатором. Я считаю, что это ключевой момент. Потому что конфликтами между Шамановым и Романенко, или Горячевым и Марусиным в прежние годы все наелись, и помнят, как город жил в такой ситуации.
Василий Анатольевич, в завершении ваш гипотетический прогноз. Различные политические силы их вес, реальный ресурс.
Не берусь предсказать исход выборов. Скажу только, что в более выигрышной ситуации, конечно, окажется кандидат от партии «Единая Россия». И если в некоторых городах – Тольятти, Набережные Челны — в связи с кризисом и резким падением производства позиции «партии власти» пошатнулись, то у нас такого нет. Градообразующие предприятия пусть и не без сложностей, но работают. Нет веских причин или серьезных ошибок, которые вызвали бы недоверие к действующей власти и партии.