Благодаря типовым проектам можно было бы избежать ряда проблем.

Ольга КОВАЛЕНКОВА

Ульяновские власти в очередной раз обсудили проблему капитального ремонта домов, который проходит в рамках Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Столь пристальное внимание к вопросу неслучайно. Несмотря на то, что документ был принят в 2007 году, реализуется он с шероховатостями, и все идет не так гладко, как могло бы.

– Начать стоит с того, проблемы с состоянием жилого фонда появились не в одночасье, – отметил депутат ЗСОУ Вячеслав Алексейчик. – Вопрос капремонта имеет, по моему мнению, особую государственную важность, так как грозит серьезными финансовыми и человеческими потерями. Сейчас мы имеем дело с «недоремонтом», который продолжался чуть ли не десятками лет и ускорил износ строений. Ситуация складывалась следующим образом: коммунальщики не всегда четко выполняли необходимые правила приведения домов в порядок, нарушая нормативы. В итоге сегодня мы имеем то, что имеем. Однако сидеть сложа руки бессмысленно.

Что нам нужно? Во-первых, создать определенную систему. Чтобы капитальный ремонт производился не от случая к случаю или по нужде (когда крыша окончательно прохудится, а трубы начнут лопаться от старости). На капремонт нужно копить годами. К примеру, в некоторых регионах ежемесячно с каждого квадратного метра жилья откладывается «про запас» по 10 рублей.

– Кстати, говоря о 185 Федеральном законе, мы имеем ввиду частичный капитальный ремонт, а не комплексный, – продолжил Вячеслав Валентинович. – И в этой самой формулировке уже скрытый обман. Ведь крыша – не дорога, и так называемый ямочный ремонт здесь не поможет.

Но на выходе получается, что ставят заплатку и называют проделанную работу капремонтом. Однако вышеописанная картина носит повсеместный характер: она наблюдается практически во всех муниципальных образованиях.

– В то же время я не говорю, что не было работ, выполненных по правилам, – отметил парламентарий. – Но, к сожалению, добросовестных подрядчиков не очень много. Не на высоте оказались некоторые чиновники, которые после начала реализации Федерального закона бросились организовывать фирмы типа «Рога и копыта», где, кроме жены и тещи, иных специалистов по капитальному ремонту не было. Генподрядчиков на несчастный миллиард рублей оказалось больше сотни! Сейчас этот вопрос снят, так как ужесточились правила отбора компаний.

Однако нарушения еще есть. Во всех районах вскрылись факты приписок объема выполненных работ и израсходованных материалов в актах и формах о приемке. Кроме того, некоторые умельцы применяли более дешевые стройматериалы, а по документам выходило, что дорогие. И здесь подлог налицо. Доходило до того, что на объектах даже не было заявленной техники: тракторов, кранов, бульдозеров. «Грешили» подрядчики и применением необоснованных коэффициентов при расчетах. Что уж говорить об оформлении дефектных ведомостей? И эти бумаги готовились с ошибками!

Можно ли каким-либо образом исправить ситуацию? Депутат считает, что да. К примеру, в некоторых регионах с начала реализации Федерального закона была внедрена система типовых проектов. Ведь дома строились по определенным стандартам, по общим правилам. Поэтому дефектная ведомость может составляться не на конкретное строение, а на СЕРИЮ, и один раз. Причем по отдельным «деталям» дома также готовится документ: на крышу, чердак, подвал. Это удобно. У нас же по каждому дому составляются отдельные бумаги. Вячеслав Алексейчик предлагал внедрить типовую схему. Но представители власти, видимо, по каким-то своим соображениям, отказались. Между тем, благодаря вышеописанной, прогрессивной, схеме работы, можно было бы более жестко контролировать капитальный ремонт.