Зачем нужно знать астрономию и почему предмет «Астрономия» исключен из школьной программы?
В Ульяновске есть группа любителей астрономии: Николай Кардаков (учитель, 61 год), Александр Никифоров (инженер, 25 лет), Антон Суетин (врач, 30 лет). Всех нас объединяет любовь к небу и его объектам. Это хобби на всю жизнь.
Мы наблюдаем и снимаем небесные тела: планеты, Луну, Солнце, кометы. В нашей стране много любителей астрономии, которые общаются в интернете на сайте «Звездочет» .Мы тоже помещаем наши работы, но не только там, но и на белорусском и украинских сайтах, а также на международных. Кстати, по отзывам, мы на неплохом счету.
Мое увлечение астрономией началось со школы, а именно с учителя Льва Александровича Мещерякова, который мне, ученику шестого класса, дал на все лето телескоп.
Затем в старших классах эту любовь привили мне Николай Петрович Абрамов и Николай Иванович Зызин. Я поступил на физмат нашего пединститута и продолжил занятие астрономией под руководством Рахили Минашевны Разник. Мы съездили в Кауровку Свердловской области на полное солнечное затмение 22 сентября 1968 года. Я 37 лет проработал учителем физики и астрономии. Двое моих учеников стали профессиональными астрономами, четверо – доктора физико-математических наук и 31 – кандидаты физико-математических наук. Но в последнее время большинство из них переходят в бизнес, в банковскую систему. Почему? Зарплата в десять раз выше! И я не могу их осуждать.
С этого учебного года из школьной программы исключается астрономия. Курс физики в старших классах доведен до двух часов (когда я начинал работать, физики было пять часов + два часа электротехники + один час астрономии в неделю обязательно, кроме того, два часа – факультатив, два часа – кружок технического творчества). Зато вводятся, правда, пока в четвертом классе, предметы «Православная культура» и еще четыре вида религиозных культур.
Я лично думаю, что с «божьей помощью», без физики и астрономии, ракета «Булава» никогда не взлетит. Даже Сталин не позволил Берии тронуть ни одного физика, в том числе «врагов народа», потому что понимал, что мощь государства базируется на очень маленькой прослойке одаренных людей (в математике и физике их – не более пяти процентов).
Вообще заигрывание с религией ни к чему хорошему не приводит. У нас, кстати, по Конституции религия отделена от государства и школы. Большинство учителей – в ужасе от предложения Министерства образования. Даже в царской России не исключали курс астрономии; он назывался «Мироздание» (наряду с изучением Закона Божьего).
Я не против изучения основ религиозных учений. Но нельзя сокращать физику и астрономию в школе! В Ватикане и сегодня есть обсерватория и сам Папа Римский не против научного мировоззрения.
Почему мы всегда бросаемся из одной крайности в другую? Или нас, как Великую Россию, завоюют без боя?
Николай КАРДАКОВ, учитель физики и астрономии, трижды лауреат премии Сороса, член Российской ассоциации учителей астрономии