В регионе до сих пор отсутствует комплексная программа развития образования

Георгий Кузнецов

Последним – пока – в ряду региональных министерств перед депутатами Законодательного собрания отчитывалось министерство образования. На 33-м заседании областного парламента отчет об итогах работы своего ведомства в прошлом году, состоянии дел в году текущем и о ближайших перспективах отрасли сделала Ирина Балашова.

Оказывается, деятельность министерства по развитию системы образования осуществлялась в соответствии с разработанными и принятыми в прошлом году «Стратегией развития системы образования области на 2008-2012 годы» и «Концепцией развития и модернизации системы образования в области до 2012 года». При этом, что удивительно, комплексной программы развития отрасли в регионе нет. А ведь именно такой, окончательно регламентирующий все процессы документ, и принимается после разработки «Стратегии» и «Концепции». Наверное, именно поэтому депутатский корпус довольно неактивно оценил министерский доклад. По сути, получился не диалог исполнительной власти и парламентариев (хотя не обошлось, конечно, и без вопросов), а именно отчет. То есть была просто представлена картина состояния дел в областном образовании. Следовательно, только картиной ограничимся и мы.

Дошкольное образование

Здесь главной целью, несомненно, является обеспечение государственных гарантий доступности и качества. И если с последним, подразумевающим развитие инновационных процессов и новых альтернативных форм, дело обстоит, в принципе, не плохо, то с первым…

В области насчитывается 516 дошкольных образовательных учреждений (ДОУ): 385 детских садиков, семь учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста и 124 школы со 140 дошкольными группами. При этом увеличение рождаемости и созданный ранее дефицит мест в ДОУ привели к тому, что число детей, записанных в очередь, составляет 21,5 тысячи, из которых 16 тысяч уже откровенно «стучатся в двери», так как их возраст – от полутора до шести лет. На первое сентября 8 574 ребенка просто обязаны были начать посещать ДОУ, но не смогли из-за отсутствия мест.

Согласно законодательству это бремя лежит на муниципалитетах. Но, понимая всю тяжесть проблемы, региональная власть взяла на себя определенные обязательства и разработала соответствующую областную целевую программу, которая в 2007 году дала 1 687 дополнительных мест в ДОУ (в действующую сеть было возвращено девять детских садов и организованы 93 дошкольных группы). В 2008 году – 3 408 мест (16 детских садов и 62 группы). В текущем пока открыто 18 групп (355 мест), а до конца года их число увеличится еще на 25 (480 мест) и будет возвращено в систему три детских садика (115 мест). Все бы замечательно, но вот только в начале года планировалось к возврату пять «садиков» и открытие дошкольных групп в 17 образовательных учреждениях, что должно было принести в копилку 1 098 мест…

В общем, несмотря на постоянный рост показателя охвата детей ДОУ в области (59,1 процента), он пока отстает и от окружного (64 процента), и от российского (62 процента).

Общее образование

В основной структурной составляющей региональной системы образования дела идут с точностью до наоборот. Школы области заполнены всего на 56 процентов, а 44 процента их площадей используются неэффективно. Более половины школ посещают менее ста учеников…

Уровень образования в них, естественно, не соответствует государственному стандарту, что показали результаты ЕГЭ: уровень качества знаний выпускников малокомплектных школ ниже на 20 процентов, а в некоторых – стремится к нулю.

Причина? Невозможность обеспечить преподавание предметов (за редким исключением) квалифицированными специалистами. Именно отсюда исходит требование оптимизации, а не из стремления к экономии, как до сих пор кажется некоторым. Здесь необходимо отметить, что по итогам ЕГЭ-2009 Ульяновская область находится в числе наиболее успешных регионов, где средняя доля выпускников, справившихся с ЕГЭ, составила 95 процентов (в среднем по России – 89,4 процента). Кстати, 16 выпускников-ульяновцев показали в этом году стопроцентный результат…

Что еще сказать об ЕГЭ? Без аттестатов из школ было выпущено 310 учащихся и все они либо трудоустроены, либо определены на обучение в ПТУ на базе 9 классов.

Дополнительное образование

В завершившемся учебном году в области действовало 86 учреждений дополнительного образования, которыми было охвачено 86 509 детей, или 75 процентов ульяновцев школьного возраста. Самыми массовыми направлениями, как впрочем и всегда, были художественное и физкультурно-оздоровительное. На третьем месте – эколого-биологическое.

Положительные результаты деятельности системы дополнительного образования области подтверждаются итогами областных и Всероссийских конкурсов, олимпиад, фестивалей и спортивных соревнований. В 2008 году только в рамках нацпроекта «Образование» 38 юных ульяновцев были награждены Президентскими премиями, в этом году, по предварительным данным, 42 человека получат премии по поддержке талантливой молодежи.

Главный «минус» в этом разделе областного образования – проблемы в сельской местности, где материальная и кадровая необеспеченность центров культуры, которые нередко являются единственным местом организации детского творчества, существенно снижает реализацию детских способностей.

Социализация детей с ограниченными возможностями

Здесь отметим, что наша область является одним из самых активных участников федерального проекта «Внедрение новых моделей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях». В его рамках пять специальных школ-интернатов региона оснащены компьютерами с соответствующим программным обеспечением, что в этом году помогло восьми процентам их воспитанников поступить в учреждения среднего и высшего профессионального образования. В ближайшее время эта цифра должна возрасти до 14 процентов.

Стартовал в области и проект «Создание форм дистанционного образования для детей с ограниченными возможностями, не посещающих учебные учреждения по состоянию здоровья».

Профессиональное образование

С прошлого года в системе профобразования начались изменения. Были приняты нормативные акты, необходимые для модернизации этой важнейшей ступени, разработаны новые модели учебных планов по разным профилям подготовки рабочих и специалистов, начались попытки изменения формирования контрольных цифр приема, которые теперь определяются на основе мониторинга потребности в кадрах тех или иных отраслей экономики и социальной сферы.

В рамках реализации нацпроекта «Образование» были открыты ресурсные центры по профилю «строительство» и «машиностроение» (объем инвестиций – 80 миллионов рублей), в ближайших планах – создание центров «авиастроение» и «здравоохранение» (инвестиции – 100 миллионов). На базе центра «строительство» (профучилище № 2) в мае открыт учебно-технический центр «Бош».

Разработаны адаптационные программы «Первокурсник», «Подросток», «Здоровье» и другие…

Но. До сих пор отсутствует четко сформулированный заказ экономики на подготовку кадров как в количественных, так и в качественных показателях. Единственное, что было сделано в этом направлении в начавшемся учебном году, так это сокращение бюджетных мест по специальностям экономического и педагогического профиля и увеличение приема по специальностям промышленности, транспорта и связи. Но даже такое перераспределение привело всего лишь к сокращению общего плана приема в областные учреждения среднего профобразования на 160 человек. Увы, в условиях кризиса полностью сбалансировать решение этой проблемы практически невозможно.

Кадры

Как отметила Ирина Балашова, проблема обеспечения квалифицированными педагогическими кадрами многопланова. Здесь и закрепление кадров (в особенности – на селе), и привлечение преподавателей-мужчин, и поддержка молодых специалистов, и повышение квалификации, и создание системы стимулирования… Для молодых специалистов регионом узаконены меры социальной поддержки от разнообразных дополнительных выплат, до возможности получения дополнительного профессионального образования. В сельской местности этот список значительно расширен. Достаточно упомянуть, что в течение трех лет за каждый отработанный год им предоставляются единовременные выплаты в 20, 40 и 60 тысяч рублей (на 21 сентября такие выплаты уже были назначены 129 молодым специалистам). Принимаются собственные меры и на муниципальном уровне.

Тем не менее на начало сентября в образовательных учреждениях региона было 85 вакансий (год назад – 102)…

Такова, в целом, картина современного ульяновского образования. Как видите, все не так уж плохо. Нам есть чем похвастаться. Но работы предстоит еще больше. И не зря, ой, не зря депутаты сетовали на отсутствие главного программного документа отрасли, который разрабатывается в области, если не изменяет память, уже года три…