Мой boy – с бородой,

Мой boy – Карл Маркс…

Л. Петрушевская

Стилизованное под «рэп» шуточное стихотворение писательницы Людмилы Петрушевской, из которого взят приведенный выше эпиграф, написано как будто специально про ульяновских тинэйджеров. В самом деле, по вечерам романтически настроенные старшеклассники из школ, гимназий и лицеев собираются у памятника Карлу Марксу и – «тусуются». Проще говоря, общаются. Как правило, их отличает определенный «дресс-код» – вызывающе стильная или, напротив, вызывающе небрежная одежда, преувеличенно резкая косметика у девушек и характерный сленг.

В книжке и в жизни

Несмотря на то, что жизнь – штука серьезная и где-то даже жестокая, в ней всегда присутствует игровое начало. Взрослые играют «в политику», «в работу», «в любовь», «в родителей». У детей – свои игрушки. Меняются времена – меняются игры.

Еще совсем недавно среди начитанных школьников встречались «толкиенисты» (поклонники английского писателя Дж. Толкиена, автора «Хоббита» и «Властелина колец»). Прочитали книжку, «переболели» перипетиями сюжета, сопереживая судьбам героев, а дальше, соответственно возрасту, их охватили совсем другие переживания. Новое же поколение читателей зачитывается другими книжками.

Это было всегда: «проглотив» увлекательную книгу, дети продолжали ее сюжет в жизни, точнее, – в игровой реальности, или, как теперь говорят, в пространстве ролевой игры. Так, различные поколения мальчишек с упоением играли «в мушкетеров», «в робинзонов», «в разведчиков», «в партизан», а девочки представляли себя то золушками, то принцессами… Даже «тимуровцы» – это, если разобраться, своего рода «ролевики», страстные почитатели гайдаровской повести, подражающие некоторым ее героям.

Заимствованная из книги «роль» задавала форму деятельности и позволяла юным читателям проявить свою активность, утолить жажду деятельности. Дети запрограммированы на активную деятельность. Но в современном мире мало «дела», он стремительно становится виртуальным, предлагая не деятельность, а эрзац, «как бы деятельность» – спорт, компьютерные игры, всякого рода символические «акции» вместо настоящих субботников и походов за металлоломом. А дети тоскуют по настоящему делу!

Случается, что такая тоска толкает молодых людей на отчаянные поступки, и тогда веселая игра заканчивается трагически. Так было всегда. 120 лет назад подобное случилось с одним известным симбирянином – Александром Ульяновым. Семнадцатилетний пай-мальчик из хорошей семьи, с медалью окончивший гимназию, оказался в столичном городе, в студенческой среде, которая бредила идеями народовольцев. Воспринятые в семье ценности, главная из которых – «служение народу», – были перетолкованы в соответствии с леворадикальными представлениями о социальном устройстве общества. Что было дальше, мы знаем…

Взрослые всегда упрекали молодое поколение в бездуховности, не особо задумываясь над тем, что же, собственно, она собой представляет. А духовность

– это осознание себя, самопознание и самореализация. Это сокровенные переживания, восхищение огромным миром и страх перед ним. Это – «полет души», воспарившей над земными заботами. И правда состоит в том, что у поколения «детей» тяга к духовному всегда сильнее, чем у поколения «отцов».

Подростки-старшеклассники с присущим им максимализмом и обостренной чувствительностью остро ощущают убожество «серых будней» и потому пытаются расцветить их всякого рода экстремальными действиями, переживаниями. Поводом к такому «экстриму» нередко бывает тоска по всему настоящему – настоящей жизни, настоящей любви, настоящему делу. Подобные переживания и составляют содержание так называемых «духовных практик».

В дебрях молодежной субкультуры

Взрослые во все времена предлагали детям малопривлекательные для них формы деятельности и духовной жизни, а сейчас и вовсе почти ничего не предлагают. А тут в очередной раз времена изменились и принесли новую головную боль родителям и классным руководителям. Нет больше «самой читающей страны», и наши дети неохотно подражают литературным героям. Теперь они – «панки», «готы», «эмо» и т.п. Волонтеры молодежной субкультуры. Именно молодежная субкультура предлагает формы духовной жизни современным недорослям.

Наиболее простая форма «духовных практик» – слушание музыки, меломания. Подростки музыку обожают. Разумеется, не всякую музыку, а «свою». В основном слушают так называемые «культовые группы». Это дает возможность реализовать те эмоции, которые не могут проявиться в обыденной жизни. Как правило, культовые музыкальные группы воспринимаются с почитанием, даже преклонением, а жизнь их лидеров, полная взлетов и падений, триумфов и скандалов, окружена легендами, слухами, сплетнями…

Эмоциональную разрядку усиливает особая одежда, соответствующая «экстремальной» молодежной моде, что также создает условия для неведомых прежде переживаний. Да плюс еще особый язык, сленг – вот и готов «эзотерический» круг, свой круг, где можно вырваться из плена обыденности, «воспарить душой».

Повседневность – это школа, учителя, классно-урочная система, дежурство, вечная угроза получения «двойки», занятия с репетитором, дисциплина и прочее. Еще – родители с их занудными нравоучениями. Плюс ко всему – неизбывный страх перед будущим. А в «своем» кругу – свобода, романтика и то восхитительное состояние, когда душа не в пятках, а в заоблачных высях…

Уход в «панки», в «готы», в «эмо» и т.д.

– это, во-первых, какая-никакая компенсация дефицита деятельности. Во-вторых, это – возможность для молодых людей реализовать свои духовные потребности. Происходит такое на «особой территории» (вблизи исторического памятника, в заброшенном сквере или даже на лавочках беседки, расположенной под тополями ближайшего детсада) еще и потому, что подросткам очень важно дистанцироваться от мира взрослых. В общем, у «отцов» – культура, у «детей» – субкультура. Впрочем, нередко бывает так, что многое из того, что некогда принадлежало «субкультуре» и «андеграунду», со временем занимает центральное место в культуре.

Кто есть кто?

Молодежная субкультура включает множество направлений. Вот некоторые из них.

Хиппи (от английского hippy или hippie – «модный, стильный») – молодежная философия и субкультура, популярная в США в 1960-70-х годах, выражавшая протест против общепринятой морали и отстаивающая стремление молодежи вернуться к природной чистоте через пропаганду свободной любви и пацифизма (главный их протест был направлен против вьетнамской войны). Самый известный лозунг хиппи: «Make love, not war!», что значит: «Люби, а не воюй!».

В России движение хиппи наполнилось иным содержанием. Например, в Уфе тамошние хиппи издают свою газету «Амаркорд», что, по мысли ее издателей, означает «Город любви». Авторы газеты так декларируют идеологию своего издания: «Будь свободным, будь самим собой. Свобода – это состояние души человека, которое нельзя победить обыденностью и правилами. Это – позитивная сила и попутный ветер».

Панки, панк-рокеры (англ. punk) – молодежная субкультура, возникшая в конце 60-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются любовь к музыке панк-рок.

Основоположники «панк-рока» – популярная американская группа Ramones. Первой британской панк-группой признаны Sex Pistols. В России, Украине и Белоруссии тоже есть музыкальные группы, играющие панк-рок.

Готы – представители готической субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов прошлого века. Готическая субкультура разнообразна и неоднородна, тем не менее, выделяются многие общие для нее черты, такие, как любовь к «готической» музыке (готик-року, дэт-року, дарквейву), мрачный имидж, интерес к мистицизму и эзотерике, декадансу.

Российских последователей этой субкультуры, как правило, отличает романтически-депрессивное состояние. Причина этого, по мнению психологов, – боязнь взросления.

Эмо (сокращение от «эмоциональный») – термин, обозначающий особый вид музыки «хардкор», основанный на сокрушительных истеричных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной музыкальной составляющей. Тексты песен носят личный характер – о любви и внутренних переживаниях автора. Последователи эмо носят одежду черного и розового цветов, которая дополняется кедами и «сумками почтальонов» на длинных лямках.

Представителей молодежных субкультур порой непросто бывает отличить от участников политических протестных течений и ультрарадикальных группировок. Пожалуй, самые скандальные из них – скинхеды.

Само слово скинхед означает «бритоголовый». Скинхеды в России – явление малоизученное. Большинство нераскрытых преступлений, жертвами которых становятся представители национальных меньшинств, обычно связывают с этими самыми бритоголовыми. Те, кого время от времени обвиняют в разжигании межнациональной розни, не имеют, как правило, никакого отношения к организациям и сообществам. Они оказываются просто хулиганами, бандитами, убийцами или сумасшедшими.

Как бы там ни было, а молодежная субкультура является сегодня существенной составляющей современной российской культуры. А культура – это, прежде всего, система ценностей. Когда национальная культура не предлагает молодому поколению бесспорных ценностей, оно, это поколение, находит их само. Нередко – в чужих краях. Впрочем, мы к этому привычные. Вот ведь и слова «социализм», «коммунизм», «пролетариат» тоже пришли к нам из чужих наречий. Лучшим напоминанием этому служит памятник Карлу Марксу в Ульяновске – человеку, который не имеет никакого отношения к нашему городу. А вот, поди ж ты, – удостоился памятника, ставшего здешней достопримечательностью и местом паломничества «продвинутых» юнцов.

Владимир Янушевский