Муниципальные теплосети Ульяновска уверенно перетекают к частникам…

На прошлой неделе в муниципальных предприятиях «Теплоком» и «Теплосервис» произошли события, которые сотрудники этих предприятий характеризуют как рейдерство. Распоряжением мэра на должности директоров УМУПов были назначены новые люди, которые пришли в свои кабинеты не в одиночку, а в сопровождении десятка лиц от «ВоТГК». Люди с неизвестными полномочиями потребовали оригиналы документов, началась проверка финансовой деятельности предприятий. Передача муниципальных тепловых сетей Ульяновска частной конторе ускоряет ход…

«Дубина» энергетиков – долги за тепло и горячую воду, похоже, оглушила всех руководителей города и области, призванных блюсти интересы ульяновцев. Потакая всем прихотям энергетиков, власть не сделала ни одной попытки разобраться с долгами (а их может оказаться гораздо меньше). Ежегодно утверждая рост тарифов для ВоТГК по максимуму, власть, очевидно, не сомневается в обоснованности тарифа. Сомневаются лишь потребители услуг. Но вряд ли им кто-то ответит на вопрос: почему при миллиардных долгах «ВоТГК» всех и вся, чистая прибыль этой компании за первое полугодие 2009 года составила 2,4 миллиарда рублей. Может, тариф все же чрезмерно раздут, если управленцы и акционеры «ВоТГК» получают сотни миллионов дивидендов и зарплат? А смогут ли энергетики, провалившие пуск тепла этой осенью, эксплуатировать, вдобавок к своим, еще и муниципальные сети?

Плюсов передачи сетей частной конторе еще никто не назвал. Есть только декларации. А негативных примеров увода сетей энергетикам – предостаточно. Наиболее яркий – у наших соседей, в столице Удмуртии. Численность населения Ижевска такая же, как в Ульяновске. Долги энергетикам практически равны нашим. А передача сетей там произошла недавно и тоже конторе с названием «Удмуртские коммунальные системы» («УКС»), входящей, как и «ВоТГК», в «КЭС-холдинг».

Что ждет Ульяновск?

С большой долей вероятности…

Передача теплосетей Ижевска прошла при участии главы администрации (сити-менеджера), президента республики и главы правительства. Сначала энергетики заполучили сети в аренду на 11 месяцев, а в этом году – на 24 года. Процесс передачи сетей сопровождался нарушениями: ФАС возбуждала дело о нарушении антимонопольного законодательства при проведении конкурса. Прокуратура же безучастно наблюдала за процессом. Конкурс среди претендентов на аренду сетей был организован таким образом, что передача сетей КЭСовской структуре была предрешена. И ижевские теплосети стоимостью около 4 миллиардов, перешли к энергетикам…

Летом 2008 года несколько сотен домов Ижевска в течение нескольких месяцев были без горячей воды. Жители вышли на митинги… А в мае этого года в Ижевске разразился скандал. «УКС» предъявил претензии к Горжилуправлению Ижевска в арбитражном суде: 600 миллионов, по мнению энергетиков, город задолжал им за тепло. Но 22 мая прошел обыск в «УКС» (в рамках уголовного дела по статье 159 «мошенничество» в отношении неопределенного круга лиц), и выемка документов в кабинете начальника управления ЖКХ Ижевска. Еще одно дело (приготовление к преступлению и покушение на преступление), возбужденное параллельно, прямо касалось дела о взыскании 600 миллионов. Четыре дня спустя после выемки документов, на очередном заседании арбитражного суда представитель «УКС» ходатайствовал о сокращении объема претензий к городу на 200 миллионов, то есть до 400 миллионов…

Спорные 600 миллионов стали следствием исполнения протокола совещания, подписанного председателем правительства Удмуртии. В июле 2009 года на встрече президента «КЭС» Михаила Слободина (вспоминайте фамилию в связи с Ульяновском) с президентом Удмуртии Ижевск в одностороннем порядке, до вынесения решения арбитражного суда (!), признал почти 400 миллионов долга, который должен быть погашен из бюджета республики и Ижевска.

Но в это же время, в июле, суд удовлетворил ходатайство Горжилуправления о проведении независимой экспертизы финансовых претензий «УКС». Более того, одна из ижевских жилконтор добилась в суде уменьшения финансовых претензий «УКС» почти в два с половиной раза!

Оседлавшие ижевские тепловые сети энергетики на аренде не останавливаются. На упомянутой выше встрече двух президентов речь шла и о преобразовании ООО КРЦ «Удмуртия» (аналога ульяновского ООО «РИЦ») в расчетно-кассовый центр в сфере ЖКХ с участием в числе учредителя «КЭС-холдинга».

Цель – сесть на трубу – дополнилась намерением сесть на денежные потоки.

Это – если коротко… (Спасибо коллегам из информационного агентства Удмуртии «День»)

Захват «народной» собственности

О непрозрачности тарифа говорят даже люди, работающие на ульяновских объектах «ВоТГК». Последствия включения «ВоТГК» в «КЭС-холдинг» в разных регионах практически одинаковы. При постоянном росте тарифа сокращается не только зарплата рядовых сотрудников, но уменьшаются отчисления на текущий ремонт, реконструкцию и капремонт энергообъектов и магистральных сетей. На ТЭЦ-2, например, за последние годы зарплата сократилась почти вдвое, из 800 работающих осталось около 450 человек, практически обезлюдел токарный парк и так далее. А к чему приведет недофинансирование, понятно даже не энергетикам.

В энергетику пришли не специалисты, считают эксперты, а так называемые «менеджеры». Они в основном, не энергетики, и думающие лишь о прибыли. Поэтому управленцы «ВоТГК» и получают по 25 миллионов в год, а работники предприятий бегут. Нельзя «яичникам» отдавать энергетику. Это предательство. Нужно создавать единое сетевое предприятие, но так, чтобы город его контролировал, считают эксперты. И должна быть прозрачность всей цепочки – от производства до продажи тепла. Последнее – из области фантастики…

И, пользуясь моментом, энергетики давят. А власть не сопротивляется, но даже помогает им. Директоров УМУПов сменили, городской комитет цен и тарифов ликвидируют. Протокол встречи губернатора области Сергея Морозова и президента «КЭС» Михаила Слободина от 28 сентября исполняется. Но пункты этого протокола вызывают большие сомнения…

Призрак прозрачности

Например, для достижения «прозрачности» платежей, протокол предусматривает заключение агентских договоров между «Теплокомом», «Теплосервисом» и «ВоТГК» на передачу функций сбыта энергетикам. То есть, если раньше УМУПы заключали договоры с потребителями, получали от них деньги за ресурсы и распределяли их между поставщиками тепла (и ГВС), оставляя себе свой тариф за транспортировку, то с октября сбором денег с потребителей занимается «ВоТГК». То, что с весны этого года УМУПы ежедневно отчитывались перед ВоТГК о движении денежных средств, энергетики не посчитали достижением прозрачности…

Нелирическое отступление. Почему до сих пор схема продажи энергоресурсов в Ульяновске поставлена с ног на голову – вопрос уже риторический. Железная дорога, например, не платит за перевозимые грузы, и берет деньги только за их транспортировку. Энергетикам предлагали в свое время: заключайте договоры с потребителями самостоятельно, а теплосетям платите за транспортировку. То есть, продавайте свой товар сами! Логично? Логично. Не согласились. Или боялись, что сами окажутся в должниках перед УМУПами? Зато сегодня обвиняют муниципалов в том, что они-де – «перепродавцы».

Сегодня по агентским договорам, навязанным муниципалам, процессом сбора денег с потребителей занимается «ВоТГК». Причем, УМУПы еще и платят (!) энергетикам за эту «услугу»! По первому варианту договора, предложенному «ВоТГК» «Теплосервису», последний должен был платить энергетикам по 4 миллиона (!)… в месяц! В сегодняшних вариантах договоров вознаграждение за «услуги» по сбыту заметно подешевело, но это не исправило горбатости документа.

«Теплосервис», например, доставляет потребителям ресурсы не только от «ВоТГК», но еще от десяти других теплоисточников. И, парадокс (или замысел?), но, согласно агентскому договору, сбором денег с потребителей и этой «десятки» (и расчетом с ними) тоже стало заниматься «ВоТГК»! То есть, один теплоисточник фактически контролирует деятельность десятка других теплоисточников. Как бы такая борьба за «прозрачность» «ВоТГК» не вышла боком другим, более мелким, производителям теплоресурса…

В общем, для муниципалов смысла в передаче сбыта нет практически никакого, и прозрачности не добавилось ни на йоту. А умысел есть – непрозрачно удавить УМУПы: максимально ограничив финансовые возможности муниципалов, ускорить их банкротство. После заключения агентского договора «Теплоком», например, в октябре вместо расчетных нескольких миллионов получил несколько сотен тысяч рублей.

Поставив своих директоров, контролируя весь (!) сбыт, «ВоТГК» получает доступ к информации муниципалов, лишает последних возможности рассчитываться с долгами (агентский договор «уничтожает» следы долгов), увеличивает расходы на содержание службы сбыта и прочая, прочая…

С потрохами!

Есть вопросы и к другим пунктам протокола встречи губернатора и президента «КЭС».

Зачем под видом «прозрачности» передавать сбыт от УМУПов в «ВоТГК» с октября этого года, если уже до 1 января планируется провести конкурс на право заключения договоров аренды? Или конкурс организуют как в Ижевске – заранее зная, кто станет «победителем»?..

Почему до 1 ноября «Теплокому» и «Теплосервису» нужно заключить договоры аренды муниципального имущества с правом выкупа, если сегодня это имущество находится у них в хозяйственном ведении? Не потому ли, что находящееся в аренде с правом выкупа имущество можно забрать за долги, а находящееся в хозяйственном ведении – нет?..

Какой смысл «обеспечивать продажу до 1 ноября движимого имущества УМУПов для расчета за тепло с «ВоТГК»»? Ведь от продажи такого имущества (автомобилей, тракторов, экскаваторов, компьютеров, оргтехники и так далее) УМУП выручит «копейки», но перестанет существовать как предприятие.

В общем, в протоколе – сплошные «крючки» для муниципалов. «Продали нас с потрохами», – говорят в УМУПах…

А воевали муниципалы и держались, сколько могли. От банкротства три года назад ушли. Судились с «ВоТГК» неоднократно. Циркуляции горячей воды летом добились. Однажды даже замахнулись на «святое»: запросили в «ВоТГК» (во время судебного разбирательства) структуру их тарифа. Когда в «белом доме» об этом узнали, припугнули: откажитесь от иска, вам еще свой тариф у нас утверждать. В общем, были УМУПы буфером между энергетиками и горожанами и властью. И сегодня им, буфером, остаются. Сколько было претензий к «ВоТГК» в связи со срывом сроков подачи ГВС и началом отопительного сезона? Множество. А к муниципалам?..

Из последних новостей: энергетики уже получили «добро» в областном департаменте на повышении своих тарифов на следующий год почти на 16%. На затраты «Теплокома» и «Теплосервиса» на 2010 год не добавлено ни копейки. Пока? Или окончательно? Как один из способов затягивания петли на шее муниципалов? Чтобы частники с меньшими затратами и поскорее забрали городские сети?..