В начале сентября было официально объявлено, что Ульяновская область включена в число девяти регионов России, которым будет предоставлено право организации центров сбора и утилизации автомобилей. Мера поддержки автомобильной промышленности, попутно решающая экологическую проблему, неплохо заработала на Западе, однако у России всегда и во всем имелась своя специфика. Своими взглядами на ситуацию с корреспондентом «СК» поделились руководители предприятий, уже занимающихся переработкой автохлама.
На Западе технология утилизации отходивших свое автомобилей отработана достаточно давно, в ряде европейских стран затраты на будущую переработку уже заложены в стоимость новой машины. Серьезным толчком в этом направлении стал кризис, послуживший поводом к запуску программ стимулирования спроса на продукцию автопрома. В Германии, к примеру, было решено выплачивать 2,5 тысячи евро за каждый утилизированный автомобиль, в результате удалось достичь феноменального роста продаж новых машин.
Летом о необходимости введения подобной программы заговорили в России. На сегодняшний день названа сумма, которую готово выделить государство на программу утилизации старых машин, и регионы, где она будет реализовываться в пилотном порядке. Помимо Москвы, Санкт-Петербурга, Свердловской, Самарской, Нижегородской областей, Республики Татарстан, Краснодарского и Приморского краев, в заветный список попала и Ульяновская область.
Брикеты из машин В России до сих пор не научились не только производить конкурентоспособные автомобили, но и цивилизованно их утилизировать. Желающий избавиться от старого железного коня автовладелец, как правило, разбирает его в гараже, все, что еще имеет какую-то цену, – продает, остальное выбрасывает. В результате разоренные остовы машин можно встретить где угодно – на территории гаражного кооператива, в лесу. Помимо того, что это портит облик наших городов, наносится колоссальный вред природе. Экологи говорят о том, что один брошенный автомобиль способен отравить территорию до 5 километров вокруг себя.
Наиболее сознательная часть граждан способна сдать старую машину на металлолом, но, во-первых, делать это автовладельцу сегодня невыгодно – премии за утилизацию российскими законами не предусмотрены, а времени и сил для этого надо потратить немало; во-вторых, даже если автохлам попадет в руки утилизаторов, нет гарантии, что они все сделают цивилизованно. Рынок переработки действует по большей части «всерую», перерабатывается лишь то, что легко продать – металл, – остальное остается гнить на помойках.
– Пока действительно все делается через коленку, – признает заместитель генерального директора по производству ОАО «УНП «Вторчермет» Илья Прохоров. – Легковые и грузовые машины поступают к нам как любой другой металлолом, от владельца достаточно документа о снятии автомобиля с учета.
Последние моменты жизни машины таковы: демонтируются колеса, мосты, внутренняя обшивка, стекло, дальше – два пути. Чистые кузова либо от правляются под пресс, а получившиеся металлические брикеты уходят на переплавку, либо в ход идут немецкие пресс-ножницы, разрезающие толстый металл, как бумагу, со скоростью 17 тонн в час. «Проблем по переработке самого лома в его чистом виде у нас нет никаких, – говорит Прохоров. – Зато их много по демонтажу и переработке всех сопутствующих материалов – резины, стекла, пластика, жидкостей. Сейчас все это мы утилизируем на полигоне.
Продать все, что можно Как раз эта проблема заставила руководство другого ульяновского предприятия, занимающегося заготовкой лома, пойти дальше и освоить новое для региона направление – авторециклинг, то есть использование максимального количества автокомпонентов в качестве сырья для переработки. «Автомобиль – очень неудобный вид отходов, с большим количеством засора, – говорит директор ООО «Тосна» Денис Рябыкин. – На утилизацию всевозможных, в том числе вредных, отходов нам приходилось заключать многочисленные договоры со всевозможными свалками и полигонами. Поэтому конечная стоимость лома выходила нулевой либо вовсе минусовой».
Три месяца назад предприятие начало принимать от населения старые автомобили не в качестве лома, а на комиссию для дальнейшей утилизации. Процесс начинается с приемки и оценки машины специалистом, который определяет, во-первых, какие запчасти еще можно использовать, во-вторых, модель, год выпуска, техническое состояние машины. Все эти показатели влияют на оценочную стоимость. Более-менее пригодные узлы и агрегаты снимаются и продаются тут же, на мини-рынке у полигона. «Мы вынуждены это делать, чтобы как-то оправдать те деньги, которые тратим на покупку машин и затраты на их демонтаж, – поясняет Рябыкин. – Сами запчасти, которые мы продаем раз в пять дешевле новых, пользуются спросом, особенно в деревнях».
50 кило резины После предварительной разборки машина отправляется на окончательный демонтаж. Денис Рябыкин рассказывает, из чего состоит легковой автомобиль: 700 килограммов цветного и черного металла, 50 килограммов – покрышки и резинотехнические изделия, 25 килограммов – стекло, столько же – пластмассы, 13 килограммов весит аккумулятор, плюс около 15 литров всевозможных жидкостей. Все это сортируется и далее отправляется на утилизацию в Тольятти, где расположено головное предприятие. В принципе процесс утилизации автокомпонентов прибыльный. Стекла сдают на переработку по цене 3 тысячи рублей за тонну, шины стоят 1 тысячу рублей за тонну, пластмасса – 10 рублей за килограмм, кузовной металл – 3 тысячи рублей за тонну, детали из толстого металла – 7 тысяч рублей за тонну, аккумуляторы – 11 рублей за килограмм. Сама переработка создает неплохую добавленную стоимость. К примеру, тонна резиновой крошки стоит в 15 раз дороже тонны старых покрышек, пластиковый гранулат – в три раза дороже самого старого пластика, металл дороже исходного лома вдвое. Знай себе разбирай машины и развози компоненты по заводам. Остается лишь сожалеть, что основную экономическую выгоду от процесса получает соседний регион.
– Задача нашей компании как раз состоит в том, чтобы создать у себя в регионе единый цикл переработки всего автомобильного вторсырья, говорит заместитель генерального директора ОАО «УНП «Вторчермет» Илья Прохоров.
– Наша площадка и площадка Ульяновского автозавода выбраны в качестве основных, на которых должны быть организованы центры сбора и утилизации автомобилей. Сейчас прорабатывается возможность кооперации с местными предприятиями, способными вести переработку.
Рябыкин говорит о том, что на территории Ульяновской области полного спектра предприятий по переработке автокомпонентов нет, потому единственное, что им удается перерабатывать здесь, – это аккумуляторы.
Госпрограмма с ограничениями В любом случае все участники рынка утилизации автомобилей находятся сегодня в ожидании запуска соответствующей федеральной программы и предвкушении будущих прибылей. Планируется, что на ее реализацию будет выделено 10 миллиардов рублей. Учитывая то, что на первых порах осваивать эти средства будет лишь девять регионов, выходит неплохая сумма на брата. Утилизировать планируется автомобили, выпущенные более десяти лет назад и не соответствующие экологическому стандарту Евро-3.
За сданный в утиль автомобиль предполагается денежная компенсация в размере 50 тысяч рублей на покупку любого нового автомобиля, выпущенного в России.
Денис Рябыкин оценивает объем рынка утилизации старых машин как довольно крупный: «Количество автомобилей в России за последние годы резко возросло, из них более половины – старше десяти лет. До кризиса в Ульяновской области ежемесячно продавалось 1500-2000 новых авто, всего в регионе зарегистрировано порядка 130 тысяч транспортных средств. Исходя из этих цифр можно спрогнозировать, что утилизироваться должно минимум 200 автомобилей в месяц, или десять машин в сутки».
Илья Прохоров воздержался от прогнозов, но отметил, что после первых сообщений в прессе о госпрограмме стало поступать очень много обращений с вопросом: «Как мне получить 50 тысяч рублей?». «Сейчас в среднем за месяц мы утилизируем 60 автомобилей, рассказывает Прохоров. Если программа заработает, не сомневаюсь, что объем производства возрастет, так как старых машин у нас достаточно. Кроме того, есть возможность заключить соглашения и принимать старые машины из соседних регионов Пензенской, Кировской, Саратовской областей».
И все же, несмотря на всю перспективность планов, эксперты уже высматривают в будущей госпрограмме подводные камни. Отбор машин на утилизацию, скорее всего, будут производить очень разборчиво. Уже известно, что станут принимать лишь те автомобили, которые находятся во владении последнего собственника не меньше года. Поговаривают, что автомобиль по условиям должен быть на ходу и полнокомплектным, не после ДТП. Еще одним барьером, способным отмести внушительную часть участников программы, станет взимаемая за утилизацию комиссия в размере трех тысяч рублей. Сама компенсация, как известно, будет выдаваться в безналичной форме, и использовать ее можно будет лишь в дилерском центре, с которым заключат соглашение по программе.
Заранее угадывается ситуация, при которой в таких автосалонах автомобили будут на порядок выше в цене. Другие считают, что будет применен более ловкий ход, как, например, навязывание на покупаемый автомобиль «обязательного» дополнительного оборудования.
Вадим ПИЛЮКОВ