И жизненные трудности учебе не помеха», — уверена Юлия Рябчикова.
30 лет назад Юлия Владимировна получила диплом об окончании музыкального училища. Сейчас она – студентка-заочница третьего курса факультета культуры и искусства Ульяновского государственного университета по специальности «Культурология».
Юлия Владимировна 13 лет работает в Центре по возрождению и развитию национальных культур, уже год заведует сектором отдела народной культуры. Она режиссировала такие крупные культурные проекты нашего региона, как фестивали национальных костюмов «Узоры Поволжья», еврейской культуры «Ханука в Симбирске», тюркоязычных народов «Между Волгой и Уралом», финоугорских народов «Музыка веков», фестиваль «Музыкальная палитра народов Поволжья», «Масторавань морот» и другие.
Работа нестандартная, требующая постоянного движения мысли.
— Что бы я ни делала и где бы ни была, голова занята разработкой сценариев, подбором музыкального сопровождения. Домой частенько приходишь в девять-десять вечера, — признается Юлия Владимировна.
Нельзя забывать, что у нашей героини помимо профессиональных обязанностей есть и привычные женские заботы – семья и домашние хлопоты.
— Что же заставило окунуться в забытый мир лекций, зачетов и экзаменов?
— Для моего случая, наверное, подходит народная поговорка «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Три года назад младший сын получил серьезную травму. Врачи говорили, что юноша не выживет. Мы с мужем, естественно, не сдавались и прилагали массу усилий для его восстановления. Любая мать меня поймет, каково это смотреть на практически бездыханного ребенка. Думала, сойду с ума. Понимала, нужно настраивать себя на оптимистичный лад, стараться «отгонять» от себя плохие мысли, но не получалось. Нужен был какой-то радикальный шаг, его нашла близкая подруга. Предложила вместе поступить в УлГУ на факультет культуры и искусства. Вначале посчитала эту затею бредом, потом подумала и отважилась стать студенткой в 40 с лишним лет. Оказалось, поступление в университет стало моим душевным спасением и источником оптимизма для близких в тот трагический момент. Тема разговоров и настроение в семье изменились: все интересовались моим поступлением, экзаменами, учебой. Сын постепенно начал восстанавливаться, ходить и, глядя на маму-студентку, стал менять настроение на более позитивное.
— Вступительные экзамены дались с трудом?
— Да. Нужно было написать сочинение и тест по истории. Тема сочинения досталась по творчеству Анны Ахматовой. Когда пришла на экзамен, растерялась и забыла все, что учила. Сначала даже было желание уйти, но посмотрела на свою подругу, которая очень сосредоточенно писала, и взяла себя в руки. И сочинение, и тест сдала успешно. Подруга также поступила. Третий год изучаем «Культурологию».
— Как учеба и сессии?
— В зачетке только одна «четверка» по философии, остальные «пятерки». Учиться очень нравится. Интересные педагоги, которые свободно ориентируются в своем предмете, многие практиковались за рубежом, а потому им есть что рассказать и чему научить. Для меня это большой прорыв в знаниях по вопросам культуры разных народов, а это основа деятельности в Центре по возрождению и развитию национальных культур. Большим достижением считаю и то, что в университете стала уверенным пользователем компьютера и Интернета. Раньше технические вопросы вызывали затруднения. Убедилась на собственном опыте: мир без знаний – черно-белая картинка, знания добавляют красок и разнообразия.
— В группе наверняка большинство молодых сокурсников. Нашли общий язык?
— Поначалу молодежь воспринимала нас, «старичков», с небольшой иронией, но, глядя на наши старания, иронию сменили на уважение. На втором курсе даже выбрали меня старостой.
— Планы на будущее?
— Держать заданную планку в учебе и получить диплом. На работе близится 20-летний юбилей центра, а потому со всем коллективом готовимся достойно его отметить. В семье вскоре тоже произойдет радостное событие – старший сын станет папой, а я, соответственно, бабушкой.