Вчера исполнилось 195 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Мало кто знает, что великий поэт имеет прямое отношение к нашему городу и, скорее всего, даже бывал в Симбирске.
О своем новом открытии «Вестнику» рассказал краевед, доцент кафедры философии УлГУ Сергей Петров. Ведя переписку с сотрудниками музея Лермонтова в Тарханах, Сергей Борисович выяснил, что знаменитая бабушка поэта Елизавета Арсеньева была уроженкой Симбирской губернии.
— Михаил Юрьевич — это листок, рано сорванный безжалостной судьбой с могучего генеалогического древа симбирских дворян Столыпиных и Мещериновых, — рассказывает Петров. — Столыпины поселились в губернии в конце XVIII века. Этот род занесен в шестую часть родословной книги дворян Симбирска. Михаил Лермонтов – правнук помещиков Алексея Столыпина и его жены Марии Мещериновой.
У пары было 11 детей. Мария Афанасьевна становилась матерью почти каждый год. Только младший сын Столыпиных умер в 17 лет, остальные жили долго, многие внесли значительный вклад в историю России. Первым ребенком в семье была Елизавета Алексеевна Столыпина, родившаяся в 1773 году, будущая бабушка Михаила Лермонтова. В 1784 году Елизавета Алексеевна вышла замуж за капитана Михаила Арсеньева. Где родилась бабушка великого поэта, никто из исследователей творчества Лермонтова никогда не интересовался. Оказывается, в наших краях. Родовые имения Столыпиных располагались в нескольких уездах Симбирской губернии, их главная усадьба — родовое гнездо — находилась в селе Линевка, ныне принадлежащем Ульяновскому району. Там Алексей Емельянович Столыпин построил ткацкую фабрику, огромный барский дом.
— Крестным отцом детей Столыпиных был Иван Орлов – старший представитель династии тех самых екатерининских Орловых, — продолжает Сергей Борисович. – Орлов жил в Головкино за Волгой и часто бывал у Столыпиных. Занимаясь изучением столыпинского рода, я узнал, что даже Лермонтовская энциклопедия, составителем которой был Ираклий Андроников, не включает сведений, где и когда умер Александр Алексеевич Столыпин, еще один из 11 потомков семейства был любимейшим братом бабушки Лермонтова. Бывший адъютант Суворова, выйдя в отставку, всю жизнь прожил в Симбирске и был похоронен на местном кладбище. Дом Столыпиных находился на улице Покровской, примерно напротив нынешнего главного корпуса УлГУ.
Как мы знаем, судьба бабушки Лермонтова глубоко трагична. Она потеряла всех своих близких. Брак ее оказался неудачным, муж, до этого изводивший супругу изменами, в 1810 году отравился. Их дочь вышла замуж за Юрия Петровича Лермонтова и в 1814 году произвела на свет сына Михаила. Когда мальчику исполнилось три года, мать умерла. Бабушка немедленно составила завещание, по которому все ее наследство достается внуку. Будучи женщиной властной, она отказала Юрию Лермонтову в воспитании сына и фактически в общении с ним. Арсеньева была очень богатой помещицей, владела имениями в Московской губернии, имела финансовые интересы в Симбирске. Беспрекословным условием исполнения завещания стало назначение опекунами Миши ее братьев, прежде всего нашего земляка Александра.
— Миша был главным сокровищем в жизни Арсеньевой, — говорит Сергей Борисович. – По многочисленным свидетельствам, всю свою жизнь она не отпускала внука от себя. Если по документам проследить передвижения Арсеньевой по России — а ей приходилось ездить в самые отдаленные уголки, мы видим, что Миша всегда сопровождал ее. Лишь однажды, в 1835 году, они ненадолго расстались, и 21-летний Лермонтов описывает несколько дней разлуки как трагедию. Зная теплые отношения Арсеньевой с братом, жившим в Симбирске, и то, что она никогда не расставалась с внуком, я на сто процентов уверен, что поэт бывал в нашем городе вместе с бабушкой.
Александр Алексеевич Столыпин женился на Екатерине Потуловой. У них было три дочери, и юный Миша влюблялся в своих кузин. Агафье он писал стихи, та хранила его альбомы. Семья Александра Столыпина была ближайшим окружением Лермонтова. Среди друзей и близких поэта – представители симбирских дворянских родов — Поливановы, Карамзины, Сологубы, Ознобишины, Вейельгорские. Когда Лермонтова арестовали, Елизавета Арсеньева писала прошение Софье Николаевне Карамзиной, чтобы та ходатайствовала за Лермонтова перед Жуковским, а он – перед государем. Дочери Михаила Вейельгорского Лермонтов перед отъездом на Кавказ отдал свои стихотворения, в частности знаменитое «Нет, не тебя так пылко я люблю». В Акшуате, в музее Поливанова, долгое время хранились лермонтовские вещи и альбом поэта.
Множество ниточек связывает Лермонтова с нашим краем. В Симбирске жила и Евреинова, его вторая бабушка. По воле рока Мартынов, убивший писателя на дуэли, тоже был помещиком Симбирской губернии.
В своей поэме «Сашка» Лермонтов подробно описывает Симбирск. Долгое время исследователи приписывали нарисованные поэтом картины бурной фантазии. Теперь мы можем надеяться, что Лермонтов просто описал то, что видел.
…Иван Ильич имел в Симбирске дом
На самой на горе, против собора.
При мне давно никто уж не жил в нем,
И он дряхлел, заброшен без надзора,
… Из окон был прекрасный вид кругом:
Налево, то есть к западу, рядами
Блистали кровли, трубы и потом
Меж ними церковь с круглыми главами,
И кое-где в тени — отрада днем —
Уютный сад, обсаженный рябиной,
С беседкою, цветами и малиной,
Как детская игрушка, если вам
Угодно, или как меж знатных дам
Румяная крестьянка — дочь природы,
Испуганная блеском гордой моды.
Под глинистой утесистой горой,
Унизанной лачужками, направо,
Катилася широкой пеленой
Родная Волга, ровно, величаво…
У пристани двойною чередой
Плоты и барки, как табун, теснились,
И флюгера на длинных мачтах бились,
Жужжа на ветре, и скрипел канат
Натянутый; и, серой мглой объят,
Виднелся дальний берег, и белели
Вкруг острова края песчаной мели.
Нестройный говор грубых голосов
Между судов перебегал порою.
Смех, песни, брань, протяжный крик пловцов –
Всё в гул один сливалось над водою.
(Михаил Лермонтов, «Сашка»)