Ульяновская писательница Галина Узрютова стала финалисткой столичного конкурса молодой драматургии «Любимовка».

Про себя она говорит – «замкнутая». По поводу писательского успеха праздника не устраивала. Просто поставила себе еще один плюсик в коллекции наград. Это интервью, похоже, – первый серьезный контакт с прессой, на который пошла Галина.

– Я даже не помню, как начала писать, все вышло как-то само собой. Необщительному ребенку надо было как-то выражать свои мысли, так пошли дневники, сказки и так далее-Только потом я узнала про различные литературные конкурсы, попробовала в них участвовать, и вот что получилось.

Это семейное

– Мама у меня – учитель русского языка и литературы, возможно, и это наложило определенный отпечаток, младшая сестра тоже пишет, поэтому можно сказать, что писательство – это семейная черта. Мои новые произведения родителям нравятся больше: ранние строились на пессимизме, сейчас же – на реализме. Вообще я не люблю эти наигранные «happy endbi», ведь в жизни все не так. И это ни хорошо, ни плохо, просто так есть. Вот я и стремлюсь показать, как бывает на самом деле. Больше всего мне не нравятся концовки мелодрам, где он целует ее, они женятся – конец фильма. Вот я бы, наоборот, рассказ начала с этого. Как люди не понимают, что после свадьбы приходит семейная жизнь, а что дальше?

Мои первые произведения, как я уже говорила, были очень мрачны. Писались они в подростковом пери: оде, когда казалось, что все так плохо, жизнь отвратительна. После их появления в интернете мне приходили восторженные письма от девочек:

«Вы нас понимаете!». Так я увидела все свои мысли со стороны и поняла, как это ужасно. Сейчас уже даже как-то неприятно вспоминать тот период, не хочется перечитывать эти писания. Пришло понимание, что надо смотреть на мир по-другому.

Страх белого листа

– Однажды меня настиг страшный период – я ничего не могла написать. Не было идей, не было мыслей. И тогда я встретила человека, который сказал, что после общения с ним все изменится… Так и произошло. Причем я не единственная: он помог и девушке-композитору в период творческого застоя. Наверняка есть многие другие. Не понимаю, как у него это получается: то ли его уверенность вселяется в нас, то ли он обладает даром убеждения, в любом случае я ему очень благодарна.

Пишу я в одиночестве – один на один с компьютером, иногда – под любимую музыку. Раньше ждала вдохновения, а теперь знаю, что нужно просто сесть и писать, а идеи потом придут. Хотя все равно иногда появляется страх белого листа, но во время работы герой сам начинает тобой управлять, рисуя продолжение картины.

Читать две книги сразу

– Конечно, я работаю. Пробовала себя и в журналистике, и сейчас пописываю для женских журналов. Еще я очень люблю посидеть вечером за чтением. Даже могу несколько книг читать одновременно, так интереснее: ведь у нас много друзей, и мы можем поговорить со всеми за один вечер, но историю каждого из них мы не забудем, никого не начнем любить меньше, не захотим их сравнивать. А с книгами, как с друзьями.

Я не люблю, когда меня с кем-то сравнивают, мне нравится быть самой собой. Я не стремлюсь прославиться и разбогатеть. Моя мечта – быть понятой: показать мир людям таким, каким вижу его я, под углом моего зрения. И в какой-то степени через свое творчество понять себя, понять окружающих. Я пишу то, что вижу. Мне интересней писать о соседском дедушке или о судьбе друга, чем о чем-то незримом и недоступном. Я пытаюсь отразить суть поколения, общие интересы, стремления и вкусы.

Часто я пишу и о себе. Но как бы это ни было странно, мне проще писать от другого лица – от мужского. Иной раз даже путаюсь, кто же я, – смеется. – Как, например, в пьесе «Ключи» (с которой Галина и попала в финал конкурса. – Ред.) я писала от лица и девушки, и парня, пытаясь отразить мужское и женское начала и образ мысли обоих.

Нe говорят, а переписываются

Пьеса «Ключи», которая, собственно, и стала фаворитом столичного конкурса писателей, честно говоря, странная. Она о двух одиноких людях, которые нашли друг друга в чужом городе и волей случая сняли вместе квартиру, но личная жизнь у каждого своя. Соседи почти не разговаривают, они общаются перепиской, так как ночью работает он, а днем занята она. Через некоторое время они, естественно, влюбляются друг в друга, но к парню возвращается его бывшая девушка… Он собирает вещи и уезжает.

Галина, конечно, не считает своего героя отрицательным. В ее понимании любовь – это не «вместе до гроба», а пусть один день, но незабываемый, и рядом с любимым человеком.

Как пришла в голову такая идея: пьеса-переписка, а не пьеса-диалог?

– Как и все – из жизни: у моей подруги была похожая ситуация: с соседом она общалась именно так. Конечно, у них не было романтической истории, продолжение уже написало мое воображение.

На фестивале очень удачно подобрали актеров (они были похожи на персонажей из реальности), которые безупречно сыграли. Было интересно смотреть на свое произведение со стороны. Я увидела некоторые ошибки. И хотя пьеса переписывалась уже не единожды, еще чуть-чуть подправить ее придется.

В каждой вишне – косточка

В произведениях Узрютовой вишня – отрицательный герой, откуда такая нелюбовь к ягоде?

– Вообще я очень люблю вишню, но когда ее ешь и наслаждаешься вкусом, попадается ненавистная косточка. Откуда она? Ее же не должно тут быть! А она есть! И в жизни все точно так же…

Анна КОРНИЕНКО