Заплатить за мучения в душных квартирах, за тепло, которое выдувает из настежь распахнутых окон, придется, разумеется, населению. Не исключено, что по тринадцатым платежкам.

Батареи огненные, за окном – плюс двадцать.

Зачем и кому это нужно? Уж точно не населению. Логики в происходящем нет. Это или вредительство, или демонстрация силы, или выжимание денег, или вопиющая бесхозяйственность – возможны и другие версии. Но в любом случае – это полное пренебрежение к населению.

Понятно, что отключить отопление в городе на время аномального октябрьского потепления невозможно – слишком туго и долго разгоняется колымага больших энергетиков.

Но почему нельзя сбавить градус? Во многих квартирах температура перевалила за тридцать – дышать невозможно.

Обычно по поводу таких претензий энергетики в рамках своих прессконференций ссылаются на то, что у одних, дескать, жарко, а у других холодно, поэтому сбавлять температуру теплоносителя нельзя. Иначе выбьемся из санитарных норм.

Но вряд ли есть риск кого-то заморозить в пору, когда дневные температуры наружного воздуха под двадцать, а ночные в течение недели держатся на отметке плюс девять плюс одиннадцать градусов.

Зачем надо так жарить, если людям это в мучение? Если долги города за теплоресурсы – под миллиард? Почему бы не использовать подаренную природой возможность сэкономить и сократить долг?.. Долги – это тот рычаг, который позволяет вести речь о предъявлении населению дополнительных счетов. Какие цифры в них будут нарисованы – для населения останется тайной, покрытой мраком.

Нынешний октябрь стал показательным выступлением ВоТГК, получившей, наконец, не только возможность контролировать сбор платежей, но и управлять городскими сетями (в «Гортеплосервисе» и «Теплокоме» кресла директоров уже заняли люди ВоТГК).

В последствиях нынешнего перетопа (и соответственно переплаты со стороны населения) энергетики население и обвинят: нет общедомовых счетчиков тепла, нет регуляторов температуры. Так что хотите жить по уму – раскошеливайтесь.

В установке этих приборов и впрямь, наверное, есть смысл, но на других условиях и при других обстоятельствах. Сегодня как никогда актуальна благополучно похороненная программа перехода на малые тепловые комплексы – для отдельного дома или квартала. Уходить от сетей большой энергетики стоило бы и из соображений безопасности. И весной, и осенью сети ВоТГК рвались дуром. Инфраструктура в упадке: при потребности капитально ремонтировать ежегодно двенадцать километров ульяновской теплотрассы (только для поддержания ее жизнедеятельности) энергомонополисты выделяют городу мизерные средства только на два-три километра в год.

А в каком состоянии теплостанции, в ремонт и реконструкцию которых толком не вкладывались средства последние лет двадцать как минимум? Ведь понятно, что проживаем старое. Когда-нибудь, а придет ему конец. И мало не покажется: почти весь город на одной «печке» сидит.

Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА.