История с домофонами в Ульяновске, похоже, дойдет-таки до суда. Для начала эти аппараты горожанам фактически навязали, затем стали брать за их обслуживание двойную плату. Теперь за домофоны уже платят те, кто ими и не пользуется.
Эти аппараты стали для кого-то хорошей кормушкой. Иначе как объяснить то рвение, с которым новоявленные фирмы не так давно взялись за «защиту ульяновских подъездов от непрошенных гостей».
Взиманием платы за сам домофон и его установку дело, как правило, не ограничивалось. Жильцам предлагали заключить с фирмой договор на его обслуживание. «Симбирский курьер» уже не раз писал о нарушениях, которые сопровождает вся эта процедура. Во-первых, решение об установке на подъездной двери автоматического запирающего устройства в большинстве случаев принималось не на общем собрании собственников, как того требует закон, а несколькими жильцами.
Во-вторых, ежемесячный сбор денег за обслуживание аппарата незаконен потому, что все оборудование уже оплачено жильцами при его установке.
В ряде случаев домофонные компании решили пойти еще дальше – брать деньги с тех жильцов, кто в свое время отказался от установки аппарата и данной связью не пользуется. Так случилось с жительницей нового города. На подъезде, где она живет, в свое время был установлен домофон.
При его установке женщина отказалась платить, потому как посчитала устройство «препятствием, ограничивающим свободное прохождение в жилище» (в ее квартире не было установлено аппарата связи). Как оказалось, после установки было принято решение о передаче оборудования домофонной связи в общую собственность жильцов, а с фирмой, его установившей, заключен договор на техническое абонентское обслуживание аппарата. С тех пор в ряду обязательных коммунальных платежей появилась строка – плата за обслуживание домофона в размере 22 рублей. Женщина посчитала взимание с нее этой платы незаконным и обратилась в Заволжскую районную прокуратуру. Из надзорного органа прислали лишь рекомендации, какие документы необходимо собрать для обращения в суд.
В сентябре Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области по обращениям жильцов начало проверку порядка взимания платы за услуги домофонной связи. Как рассказала замначальника отдела защиты прав потребителей Светлана Павлушкина, по одной из жалоб был выявлен факт двойной оплаты жильцами одной и той же услуги (обслуживание домофона) – управляющей компании и организации, с которой ранее был заключен договор. В данном случае стороны не смогли или не стали выяснять, кому должны принадлежать взимаемые средства, и решили каждый взять с жильцов свою долю. Роспотребнадзор провел проверку и направил в УК предписание устранить нарушение, но та пытается обжаловать его в судебном порядке. «Больше всего обращений, связанных с домофонами, поступает от жителей Засвияжского района, – рассказала Павлушкина. – Ряд заявлений переправила нам районная прокуратура. В случае, если с вас взимается двойная плата, необходимо обратиться с заявлением в УК, на основании которого там обязаны сделать перерасчет».
Между тем то, что сбор денег за абонентское обслуживание домофона является незаконным, признают и в самих домофонных компаниях. Как считает замдиректора одной из таких фирм (обслуживает 1500 домофонов) Виктор Перепонов, домофон не является общедомовым имуществом. Он приобретается жильцами в складчину, значит, это собственность коллективная. Чтобы не платить лишнего, Перепонов рекомендует для начала обращаться с претензией в управляющую компанию, если не помогает, далее – в Роспотребнадзор. Впрочем, как показывает опыт, и это не спасает.
Вадим ПИЛЮКОВ.