Совсем скоро свершится долгожданное событие — торжественное открытие нового моста через Волгу

Ради такого события в Ульяновск приедет и Николай Рыжков, который, будучи секретарем ЦК КПСС, а с 1985 года — председателем Совета министров СССР, стоял у истоков рождения нашего Титана. Дважды лауреат Госпремии, Николай Иванович сам имеет техническое образование, он автор монографий о сварочном деле и шести изобретений в области сварки и металлургии. Ныне Рыжков — член комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления, председатель комиссии по естественным монополиям, сопредседатель российско-армянской комиссии межпарламентского сотрудничества.

В ожидании момента, когда будет перерезана ленточка, краеведческий музей приглашает на выставку, которая напомнит об этапах большого пути. Выставка так и называется — «Рождение Титана».

Дожили не все

Как известно, решение о строительстве было принято постановлением Совета министров СССР от 2 октября 1984 года. Николаевский мост, сооруженный еще в 1916 году, исчерпал свои возможности уже тогда! Проект нового сооружения разработали специалисты московского института «Гипротрансмост» — архитектор Гари Копанс и инженер Евгений Гапонцев. Копанс предложил сделать его одновантовым: это сэкономило бы ресурсы. Однако проект позднее пересмотрели.

В 1985–1986 годах было создано управление строительства «Ульяновскмостострой» во главе с Николаем Сентюриным. Его заместителем стал обладатель Государственной премии СССР и ряда других наград Альберт Авакимов.

— Наконец-то мы дождались того времени, когда мост будет сдан в эксплуатацию, — радуется Альберт Арамович. — Помню, когда мы начинали строить БАМ, нам говорили, что это будет стройка века, то есть долгострой. Но это не так. Мы начали его в 1974 году, а в 1984 году по новой железной дороге уже помчались первые поезда. А ульяновский мост мы строили в двух веках, и за эти 24 года многие смирились с тем, что он никогда не будет достроен. Не все те, кто начинал с нами, дожили до сегодняшнего дня. Но есть и дождавшиеся. И я уверен, что государственная комиссия должна поставить всем нам за это сооружение оценку «отлично».

Ушли с головой

Научные сотрудники музея, готовившие выставку, с головой погрузились в тему. Им пришлось вникнуть во все технологии процесса для того, чтобы выставка оказалась не просто документально точной, но и зрелищной, демонстрирующей всю сложность и грандиозность стройки.

— Мы поняли, что большая часть моста, которая обеспечивает его устойчивость, скрыта под водой, — рассказывает Валерия Лосева. — И, конечно, наша выставка — это прежде всего дань памяти почти пяти тысячам людей, которые прошли через эту стройку.

Научные сотрудники напоминают, как в 1996 году по распоряжению Юрия Горячева строительство было приостановлено на несколько лет, хотя верхний ярус моста по плану должны были сдать в 1993 году, а двумя годами позже — и нижний. Это любопытно

Музейные стенды — как кадры из «мостовой» хроники: вот сооружают дамбу, вот идет строительство железнодорожной ветки. За одним стеклом стоят манекены — строители в рабочей одежде, за другим — модель плавкрана. Вот инструменты и материалы, которые применялись при строительстве. А вот вид на мост из космоса — фотография, сделанная с высоты 180-200 километров.

Материалы для выставки собирали со всех участников строительства: их предоставили «Ульяновскмостострой», «Волгатрансстрой», «Ремстроймост», «Гипростроймост». Большой фотоматериал собрал за 24 года краевед Вячеслав Ильин, и мостовики сами обращаются к нему за фотографиями. А благодаря мостовикам музейщики смогли воссоздать в миниатюре, например, противооползневую систему, укрепившую косогор правого берега. А вот и сам мост: не сломайте его! В музее он далеко не такой мощный и крепкий, как его собрат.

P.S. По словам Сергея Морозова, есть предварительная договоренность о том, что федеральная казна выделит в 2010 году средства на дорожное хозяйство, чтобы подъездные пути и транспортные развязки обеспечили максимально свободную проходимость автомобилей по мосту и предотвратили образование «пробок» рядом с ним.

Анна ШКОЛЬНАЯ