В аду огня нет: сюда каждый со своим приходит. Эта мысль лейтмотивом звучит в новом спектакле Ульяновского драматического театра по пьесе Александра Марданя «Кошки-мышки», премьера которого состоялась 24 октября на Малой сцене.

Постановщик спектакля Сергей Кондратенко убежден, что рай и ад – это не библейские небеса и преисподняя, они существуют не иначе как в самом человеке.

Об этом его спектакль.

К известной актрисе приходит массажистка, которая оказывается журналисткой из «желтого» журнала: она намерена исподтишка «разговорить» актрису на диктофон. Будучи разоблаченной, девушка «вываливает» результаты длительных раскопок личной жизни театральной примы, в которой есть немало темных страниц.

Правда, вскоре выясняется, что журналистка читала свое «досье» не актрисе, а ее сестре, для которой в свете этих откровений собственная, казалось бы, благополучная семейная жизнь поворачивается трагической стороной… Пьеса изобилует лихими сюжетными поворотами и поэтому действительно напоминает игру в кошкимышки. В этом смысле спектакль будет интересен психологам: там есть классический треугольник транзактного анализа – Жертва, Преследователь и Спаситель, которые постоянно меняются ролями.

В спектакле – три действующих лица: актриса Тамара (нар. арт. РФ Зоя Самсонова), ее сестра Татьяна, переводчица (засл. арт. РФ Ирина Янко), и журналистка Елена (арт. Екатерина Поздышева). У каждой из них свой «скелет в шкафу», и держать его взаперти – та самая адова работа, которая требует «своего» огня. В силу того, что для «желтой» журналистики человеческая жизнь – не более чем повод для публикации и увеличения тиража, Елена приоткрывает семейный шкаф со скелетами. Татьяна узнает, что ее любимый муж много лет назад изменил ей с ее именитой сестрой и является отцом Славика, сына Тамары. Выбор Татьяны: уличить сестру, обнажить ее внутренний персональный ад и, может быть, сделать адом всю их доселе благополучную жизнь, отдав ее на растерзание «журналюгам», или – спрятать этот ад в своей душе, может быть, до конца своих дней. «Черти смеются. Нехорошо смеются…» – еще одна повторяющаяся в пьесе фраза.

Две сестры – как две половины единого целого, как зеркальное отражение друг друга, и – такие разные в своем подходе к жизни. Тамара когда-то увела мужа у провинциальной актрисы, а когда тот сам ушел к другой, отказывается его простить. Татьяна, имеющая все основания ненавидеть предавшую ее сестру, сознательно выбирает этого не делать: она сама не хочет быть жертвой и готова помочь сестре избавиться от комплекса жертвы. «Тома любит Таню, Таня любит Тому» – говорит в пьесе попугай.

В спектакле клетка для попугая пуста, к тому же без дна (символ?), а слова эти говорят друг другу сестры: фраза эта будто связывает их неразрывной цепью, состоящей из звеньев любви, родства, зависти, обиды, прощения…Тут недалеко до темы богочеловечества, искупительной жертвы. Называющий себя атеистом Кондратенко говорит, что если рай и ад существуют, то человек находится между ними, посередине.

В финале спектакля пустой аквариум, доселе не более чем фрагмент обстановки, перемещается на авансцену. Затемнение – и в нем вспыхивает огонь. Еще один символ. Возможно, символ искупительной жертвы Татьяны. Или – персонального ада обеих сестер, остывающего под прохладной струей прощения. Или – сгорающего «компромата», который никогда уже не повредит близким людям.

Малая сцена позволила решить спектакль в форме «открытого театра»: героини выходят в зрительный зал, ходят между рядами, обращают реплики к зрителям, вовлекая их в водоворот событий, приглашая к размышлению на тему экзистенциального выбора. Пьеса «Кошки-мышки» совсем «свежая», она написана в 2008 году, там даже звучит слово «кризис», что должно добавить ощущения актуальности. Но пьеса, разумеется, не об экономическомкризисе, а о кризисе – и торжестве – человечности. В частности, журналистка Лена, отказавшаяся использовать компромат, демонстрирует взлет духа, показывает, что совесть – это и есть та «минеральная водичка», которая может погасить адский огонь в душе.

Спектакль идет всего полтора часа и, пожалуй, является хорошим выбором для зрителя, желающего одновременно и развлечься, и подумать о вечном в контексте актуального. Отличный актерский ансамбль – Янко, Поздышева, Самсонова – этому всячески способствует.

Сергей ГОГИН.