Актуальные для Беларуси и России вопросы высшей школы обсуждались на международной научно-практической конференции “Состояние и проблемы развития высшего образования в рамках Союзного государства”, которая проходила 13-15 октября в Минске. Приглашение на форум получила заведующая кафедрой педагогики профессионального образования и социальной деятельности профессор УлГУ Наталья Шмелева.
Форум объединил ученых, представителей общественности, государственных учреждений, министерств Белоруссии и России.
Мероприятие было посвящено проблеме единого образовательного пространства союза Россия-Белоруссия. По словам Натальи Борисовны, в настоящее время делаются определенные шаги по реализации совместных идей и концепций образовательного процесса двух государств.
– Есть много платформ, которые нас объединяют, – говорит профессор Шмелева. – Но самое главное – стремление самого народа (молодежи, ученой общественности) к интеграции. Увы, мир очень полярен. Но если мы обратим взгляд в Европу, на которую так стремимся равняться, – там идут процессы сближения. И нам нужно объединять усилия с единомышленниками, а в авангарде этого процесса должны идти те, кто занимается вопросами культуры, образования, воспитания. Потому что эти точки соприкосновения есть.
Действительно, форум не только объединил представителей системы образования двух стран, но и вызвал большой интерес общественности. Из России в Минск приехали свыше 150 гостей – ректоры, проректоры, ведущие ученые разных отраслей науки. Самые насущные вопросы обсуждались во время пленарного заседания, работы «круглых столов» и секций с участием представителей правительств и ученых системы высшего образования. В принятой резолюции и письмах на имя президентов России и Беларуси участники конференции обратили внимание на важность более интенсивной работы по созданию единого образовательного пространства двух государств – в плане нормативно-правового, организационного обеспечения, научно-исследовательской работы, кадровой, молодежной политики.
– У нас, конечно, есть определенные расхождения по некоторым вопросам, – рассказывает Наталья Борисовна. – Но, может, это и к лучшему. Значит, есть о чем говорить, чему учиться друг у друга. Например, белорусы осторожно относятся к уровням «бакалавр» и «магистр». Они только прорабатывают вопросы открытия бакалавриата, в основе системы высшего образования лежит специалитет. В Беларуси не так активны в плане присоединения к Болонскому процессу, и в этом вопросе мы могли бы оказать поддержку, поделиться опытом.
На конференции выдвинута идея об упрощении схемы обучения белорусов в российских учебных заведениях и наоборот. Тем более, по словам профессора Шмелевой, в соседнем государстве практически все население прекрасно владеет русским языком, знает историю и культуру России как собственную.
– Когда минские студенты узнали, что я из Ульяновска, тут же вспомнили, что город находится на Средней Волге и известен как родина Ленина и Гончарова. А уж как приятно мне было увидеть свои научные труды в библиотеках белорусских вузов! У нас очень много общего в генотипе, а главное – белорусы желают сотрудничать. Такую возможность партнерства нельзя упускать, потому что в Беларуси у России появляются «конкуренты» – активно распространяют свое влияние Германия, Польша, Австрия, Эстония в рассматриваемых областях – образовании, культуре и так далее.
Эксперты отмечают, что обеспечивать договор о равных правах граждан Беларуси и России на получение образования иногда непросто. Разными остаются подходы к выпускным экзаменам в общеобразовательных школах и к сдаче вступительных испытаний. В России принята система единого государственного экзамена, в Беларуси – централизованное тестирование. Шла речь на форуме и о признании в двух государствах ученых степеней соседей, обмене научной и учебной литературой. В Беларуси книги российских специалистов нарасхват. Но и белорусским ученым есть чем поделиться с российскими коллегами – особенно интересным гостям показался опыт реализации социальных программ, в частности – молодая семья, инвалиды, пожилые и престарелые люди; внимание привлекла и молодежная политика. Прозвучало предложение узаконить деятельность министерств России и Беларуси в плане выдачи грифов УМО научным изданиям, вышедшим в соседнем государстве.
Отдельный блок минской конференции был посвящен работе с молодежью. Совместные инициативы предполагают спортивные и культурные обмены, организацию деятельности общих стройотрядов, проекты просветительской и духовной направленности, совместное волонтерское движение и др.
– Молодое поколение должно не только смотреть в Европу, но и понимать своих ближайших соседей, – говорит Наталья Борисовна. – И я уверена, так и будет. По крайней мере, форум вселил уверенность, что российское и белорусское образование ждет плодотворное сотрудничество. Три дня конференции дали нам возможность пообщаться, поделиться опытом, завязать контакты как на личностном уровне, так и на уровне учебных заведений и вынести решение наших проблем «наверх». Решать и осуществлять эту проблему необходимо и возможно уже сегодня.
Ольга Николаева