Старинный город, сохранивший свой неповторимый, веками сложившийся облик. Громкие имена великих людей, широко известных во всём мире, художников и архитекторов, оставивших человечеству неоценимую копилку шедевров, приобщиться к которым мечтает каждый. Широко развитая инфраструктурная сеть, с массой отелей и заведений общественного питания, способных удовлетворить как самый простой, так и самый изысканный вкус. Курсирующие по городу автобусы, охватывающие на протяжении своего маршрута все наиболее выдающиеся достопримечательности и, по ходу дела, направляющие (в ходе подробной, передающейся через динамики на нескольких языках экскурсии) искушённого туриста в те уголки города которые, на фоне прочего окружающего великолепия кажутся входящими в программу посещения второй очереди.
Шоу из разряда «только здесь и сейчас» и концерты на улице, собирающие толпы на широких тротуарах… Динамичная и органично функционирующая машина по выкачиванию денег из туристов. Денег, отдаваемых с желанием и радостью, в обмен на удовольствие и времяпровождение, которое, не кривя душой, можно назвать одним из самых насыщенных моментов жизни, которое ты, стремясь вобрать в себя всё, складываешь, запаковываешь, запираешь в своей голове, душе и сердце, чтобы потом, наедине с собой или в компании с друзьями неторопливо разбирать, бережно рассматривая на свет каждую прослойку, заново напитываясь запахами, красками и светом.
Это не Ульяновск. К сожалению. Это Париж.
О романтике, красоте и чудесах Парижа — города, буквально трещащего и фонтанирующего от наполняющих его удовольствий и соблазнов, написано и сказано много. Сейчас не только и не столько о нём. Сейчас об Ульяновске.
К основам
Недавно власти региона оповестили широкую общественность о том, что в Ульяновской области разрабатывается проект закона «Об основах туристской деятельности на территории Ульяновской области». Как обещает начальник отдела туризма департамента развития предпринимательства правительства Владислава Слепова, данный документ позволит создать особые экономические условия для развития инфраструктуры туризма в регионе, появления туроператоров, работающих на въездной туризм Ульяновской области, а также будет регулировать вопросы создания и управления туристическими рекреационными зонами.
Вообще, разговоры о том, что Ульяновск и Ульяновская область активно продвигают свои туристические продукты, эффективно развивают туристическую индустрию, то бишь: совершенствует инфраструктуру, реконструирует гостиницы, реставрирует памятники архитектуры, открывает новые музеи, запускает новые исторические и культурно-просветительские программы идут давно и с большим апломбом.
С самым главным туристическим продуктом — вторым по ширине после волгоградского разливом реки Волга, слава богу, делать ничего не надо. Не зря группы туристов традиционно первым делом ведут на волжский берег, дабы дать полюбоваться на «внутреннее море», как дружно характеризуют нашу Волгу иностранцы. Причём, желательно, разлив этот им показывать с того конца набережной Венца, что выглядит относительно прилично, с наименее покорёженным асфальтом и наиболее ухоженными кустами: жалко, всё-таки иностранцев-то, непривышны они, сердешные, к неприкрытой прелести ульяновских пейзажей.
А есть ли что?
Могли бы быть интересны в туристическом плане и другие особенности Ульяновской области, проистекающие из её географического местоположения. Наш регион входит в состав Приволжского федерального округа, гранича на западе с Пензенской областью и Мордовией, на севере – с Чувашией и Татарстаном, на востоке – с Самарской и на юге – с Саратовской областями. До известной степени и культура, и быт нашей полинациональной области бывает представлена на проводящихся в регионе фестивалях и некоторых национальных праздниках. Стоит вспомнить хотя бы состоявшийся в этой году Всероссийский Сабантуй. Жаль только, что подобные акции носят настолько эпизодический характер и их организация построена таким образом, что они скорее являются поводом для траты средств, чем основанием для их заработка — хотя бы и методами туриндустрии. Да и всерьёз считать значимыми достопримечательностями города памятники некоторым национальным героям тоже вряд ли стоит.
С Симбирским-Ульяновским краем связаны имена писателей И. А. Гончарова, Д. П. Ознобишина, С. Г. Скитальца, Д. В. Григоровича; историка Н. М. Карамзина; поэтов Н. М. Языкова, Д. В. Давыдова, Д. Н. Солодовникова; сатирика Д. Д. Минаева, многих ученых, артистов, художников, архитекторов. Здесь был открыт один из первых театров России. Театральные крепостные труппы вошли в историю русского театра XVIII — первой половины XIX веков. В Симбирске была открыта одна из первых в Поволжье Карамзинская общественная библиотека.
Область располагает огромными культурными богатствами. Здесь работают десятки музеев и их филиалов, драматические и кукольный театры, театр юного зрителя, государственная филармония, Академический симфонический оркестр, современные кинотеатры и досуговые центры, успешно развивается историко-культурный заповедник «Родина В. И. Ленина». И прочая и прочая. Желающие могут полистать справочник.
Умелые пижоны
В общем, похвастаться Ульяновску тоже есть чем. Хотя сравнивать его с не то что с Парижем, а даже с каким-нибудь внучатым племянником по линии троюродной сестры этого города язык не повернётся.
Безусловно, наш город моложе. И не много-ни мало как в два с лишним раза. И дома-то старинные у нас сплошь из дерева. И соборы-то, пусть не Нотр-Дамы, которые веками строились, но всё-таки, наши, памятные, знаковые, на ульяновской земле давным-давно посносили. А про денежные потенциалы, которые правительство готово вкладывать в развитие и поддержание городских достопримечательностей и говорить не хочется.
Куда хуже другое. Очень хочется в патриотическом порыве поверить, что «вот если бы нам, да ихние деньги…», или «вот если бы нам, да ихние законы…», или «вот если бы нам, да что-нибудь ещё…». Не получается. И не потому, что французы на имидж своей жемчужины, Парижа, работали веками. Именно работали, умудряясь сохранять престиж своего языка (одно время — до того, как великий Александр Сергеевич сумел переломить ситуацию — даже заставив всех образованных русских забыть родную речь) и достопримечательности (вы знаете, что даже брэнд этого города, «Старую Даму» – Эйфелеву башню, обвиняя в нерациональности, пытались демонтировать не то три, не то четыре раза?). Поражает не только ревность этих пижонов к сохранению истории и собственных корней. Поражает умение выворачивать всё таким образом, что это всё, становясь с ног на голову, не только прекрасно себя чувствует, но и приносит доход. Здание вокзала перестало выполнять свои функции — мы из него музей сделаем, да такой, что за право в нём выставляться будут такие баталии разыгрываться, что Ватерлоо покажется детской забавой! Ресторанчик у Триумфальной арки – изысканной кухни, но уж такой маленький, что просто не в состоянии вместить всех желающих – заставим выстаивать очереди, на улице, под дождём, а затем оплачивать полновесные счета — придут как миленькие! И таких примеров через шаг на третий…
Разрушенная Мекка
В конце этих полемических рассуждений неплохо бы кинуть в автора гнилым помидором за то, что не в состоянии он предложить никакого собственного варианта выхода из ситуации, когда Ульяновск вязнет как муха в несвежем киселе, сонно поводя лапами в этих всех «основах туристской деятельности». И хлебать-то этот кисель вроде как не хочется, и вроде выкидывать жаль: и ягоды-то у нас в огороде выросли, их даже собрали и — даже! – какие-то манипуляции над ними произвели. Вот и маемся теперь.
И маемся-то через силу. Потому что хочется как в Париже — блестяще, и на больших деньгах. Причём не «туда», а «оттуда». А на проверку всё кончается грязной свалкой под разрушенными аллегорическими сооружений Парка Дружбы Народов и смутным призраком маловразумительной национальной деревни в конце неопределённо-туманного периода окончательного уничтожения одного из символов Великой Эпохи, идейный вдохновитель которой родился здесь.
Между прочим, символ победы свергнутого императора — Триумфальная арка, находящаяся в центре Площади Звезды, собирает вокруг и внутри — к Вечному огню – паломников каждый вечер, не говоря уж о толпах посетителей в дни прочих там памятных дат… А прах свергнутого вождя свергнутой империи, покоящийся под золочёным куполом Собора Дома Инвалидов остаётся Меккой почитателей этой выдающейся личности.
Елена ТАРУБАРОВА