Неделю назад региональный парламент без особых проволочек утвердил бюджет области на 2010 год в первом чтении. Вот только мнения при этом высказывались не то что диаметрально противоположные, но, мягко говоря, разнообразные. Каков на этот раз главный финансовый документ региона предоставим право судить читателям, предварительно ознакомив их с основными его показателями.
Как водится, в первом чтении принимаются четыре основных параметра бюджета. Доходы, расходы, дефицит (а куда ж без него?) и межбюджетные трансферты. Под последними подразумевается сумма, которую область с барского плеча передаст в течение года в муниципальные образования.
Пока (чуть позже объясним, почему лишь пока) доходы консолидированного бюджета составят 15 с очень небольшим миллиардов. Расходы – 16 с очень большим (почти семнадцать) миллиардов. Дефицит, как и происходит из года в год, у нас максимально разрешенный законодательством – миллиард 825 миллионов, или 15 процентов.
С дефицита и начнем перечисление «минусов».
Так называемые дотации на выравнивание, которые нам перечислят из федерального бюджета, на этот раз не столь велики. Что-то немногим более двух миллиардов. И хотя эта сумма была известна давно (их расписывают в центре едва ли не на пять лет вперед), все же хотелось большего.
Общие доходы 2010 года составляют всего 58,9 процента от ожидаемого исполнения бюджета текущего года.
Запланировано снижение налога на прибыль организаций и предприятий.
Сокращено, или полностью приостановлено в следующем году исполнение 22 областных целевых программ. Десять из них просто отодвинули в сторону, на оставшиеся 12 выделили чисто символические суммы. Плохо это, в первую очередь, тем, что каждая из них финансируется совместно с федеральным бюджетом. По условному принципу «мы даем рубль, бюджет РФ – сто». То есть, выделяя на них меньше денег, мы меньше (заметно меньше) получим финансов из столицы.
Перейдем к «плюсам». Пока консолидированный бюджет сверстан без учета субвенций и субсидий из центра. После окончательного принятия бюджета РФ можно будет вести речь о конкретных дополнительных суммах, с помощью которых, кстати, возможна и реанимация некоторых целевых программ. Хотя в последнее верится с трудом.
По приблизительным подсчетам из бюджета страны нам должно прирасти 5,5 миллиардов. Добавка, прямо скажем, неплохая. Достаточно сказать, что секвестр областных целевых программ высвободил «всего» 2,5 миллиарда.
Несмотря на ожидаемое снижение налога на прибыль, общая собираемость налогов в области (собственные доходы) должна возрасти почти на десять процентов. Цифра хорошая. Только удивляет ожидаемый рост поступлений НДФЛ – налога на доходы физических лиц. Получается, что зарплата будет расти? У кого, если на 16 процентов сокращается фонд оплаты труда государственных органов власти и других госорганов, а о прибавке бюджетникам молчат даже на федеральном уровне?
Наконец, расходы на социальные обязательства, как и было обещано, предусмотрены в полном объеме.
И, еще пара цифр, которые можно расценивать как в качестве положительной стороны бюджета, так и в качестве отрицательной. Бюджет, как объявлено, сверстан исходя их консервативного сценария развития экономики. Проще говоря, резкого роста индекса промышленного производства в нем не предусматривается. Существовал и второй сценарий – оптимистичный. Согласно нему, валовой региональный продукт может вырасти на 2 – 3 процента. Не более. Что дало бы добавку в бюджет в размере… не более трех сотен миллионов рублей. Вот и думайте, то ли у нас оптимизм такой сдержанный, то ли даже консервативный план развития изрядно завышен…
У депутатов мнений по поводу бюджета было, по большому счету, всего два. Партия власти настаивает на нейтральной, но обоснованной характеристике – социально-ориентированный бюджет. Оппозиция держится за традиционный для себя термин «бюджет выживания».
Оппозиция кстати повела себя на заседании не очень красиво. Скорее наоборот. Из 24 присутствовавших депутатов «за» принятие бюджета проголосовало 19. Остальные пятеро, похоже, испугавшись присутствия губернатора, не рискнули голосовать «против». Но озвученные ими самими претензии не позволили им и голосовать «за». Короче, они этот процесс просто проигнорировали. Довольно красочно напомнив страусов…
Антон ВЯЗЬМИНКИН
P. S. За пару дней до заседания ЗСО спикер гордумы Василий Гвоздев заявил, что 50 – 70 процентов задач, поставленных перед областным центром на следующий год губернатором и мэром, не подкреплены бюджетом. К примеру, в шесть раз меньше заложено на мероприятия к 65-летию Победы, вообще не предусмотрены средства на общественную безопасность и покрытие старых долгов МУПов, секвестрирован, вместо увеличения субсидирования, спорт… В общем, бюджет города, который планируют принять 25 ноября, приведет к возникновению конфликтных ситуаций в отраслях, а выполнить большую часть поставленных задач просто невозможно.