25-й концертный сезон открыл в минувшее воскресенье Ульяновский государственный оркестр народных русских инструментов. В связи с юбилеем и многолетней работой в коллективе оркестранты получили почетные грамоты и благодарности Министерства культуры РФ, губернатора Ульяновской области Сергея Морозова, областного департамента культуры и архивного дела и филармонии

КАК ИЗВЕСТНО, все эти годы оркестром руководит его создатель — заслуженный артист России Евгений Федоров. Четверть века рядом с ним самые преданные коллективу музыканты. Это концертмейстер оркестра Светлана Крашенинникова, выпускница Горьковской консерватории, которая создавала ведущую группу оркестра — домровую, а несколько лет назад и ансамбль «Садко». Это Ирина Рожкова (балалайка-альт), Анатолий Колесов (контрабас), Евгения Илюхина и Людмила Федорова (домра-бас). Несмотря на то, что у оркестра были тяжелые времена, их не пришлось просить остаться. И сейчас они не спешат на пенсию — те эмоции, которые музыканты получают от игры в оркестре, дороже размеренных пенсионных будней. А о себе Евгений Александрович говорит:

— Я, как капитан корабля, не могу покинуть корабль до последнего. Были времена, когда я сам ходил на работу пешком, потому что зарплату не получал по три месяца, а у меня, как у всех, семья, дети. И корабль сумел выплыть.

— В последние годы оркестр заметно «омолодился»…

— Музыканты уходили и в самом начале, когда состав был очень разным: кто с консерваторским образованием, кто только после музыкального училища, были и любители. Понятно, что любители не могли справиться с программой, а человек тридцать из первого состава мы удерживали в течение десяти лет. Во времена перестройки многие не выдержали и ушли на заработки, на их места пришли другие музыканты. А потом подросла молодежь — выпускники УлГУ и консерваторий. Две трети оркестра — молодые перспективные музыканты, некоторые из них высочайшего уровня, лауреаты всероссийских и международных конкурсов, Иван Крайник, Мария Сахнова. Другие тянутся к их высокой планке. Зарплаты, правда, остаются низкими, инструментарий выходит из строя, но мы верим, что и на нашей улице зажжется зеленый свет.

— Как вам удалось «заманить» в оркестр вашу дочь, пианистку Анастасию?

— В оркестре имени Осипова на гуслях играла тоже пианистка — Вера Городовская. Она училась в Московской консерватории, была великолепной пианисткой, а потом стала ведущей исполнительницей на гуслях и даже создала свою школу. И я подумал: «Почему бы и нам не попробовать взять Настю?» Она сначала не верила, что у нее получится. Но я сказал: «Инструмент у нас не концертный, а для игры в оркестре достаточно овладеть элементарными навыками». Народные инструменты таковы, что на них достаточно быстро можно научиться играть. И на самом деле, она довольно быстро освоила гусли и вписалась в оркестр.

— Евгений Александрович, чем ваш оркестр отличается от других подобных коллективов?

— Мы показали русские народные инструменты в концертном исполнении. Для этого мы приглашали лидеров, признанных мастеров. У нас были баянисты Вячеслав Семенов и Сергей Войтенко, аккордеонист Владимир Аникин, домристы Александр Цыганков и Сергей Лукин, человек-легенда среди балалаечников Михаил Рожков, гармонист Геннадий Калмыков, который показал гармонь во всех ее ипостасях, цимбалист Лариса Рыдлевская. У нас были программы, связанные с риском, когда мы показывали совсем не народные инструменты в концерте с оркестром — рояль, скрипку, тромбон, саксофон, ксилофон. Мы готовили программы для шести фестивалей детских хоровых коллективов, и хормейстеры из разных городов удивлялись, что государственный оркестр выступает вместе с детскими хорами.

— Любите удивлять публику?

— Оригинальность — это не самоцель. Но иногда нужно что-то сделать, чтобы произведение зазвучало. Так было в 92-м году, когда мы взяли произведение «Тустеп» Александра Цыганкова. Я понял, что в академической манере его играть нельзя, и мы ввели постукивания, свист, топот, вокализы— произведение сразу преобразилось.

— За четверть века у оркестра появилось много друзей…

— Когда я готовил юбилейную программу, то поднял вырезки из газет и наткнулся на статью, которая напомнила мне случай 91-го года. В Нижнем Новгороде на Всероссийском смотре-конкурсе народных оркестров и инструментальных ансамблей первые места взяли два никому не известных, неименитых коллектива — Ульяновский оркестр русских народных инструментов и ансамбль «Родник» из Димитровграда. А я и забыл, когда мы познакомились! С тех пор мы и сотрудничаем. Кстати, в «Роднике» играют педагоги Димитровградско-го музыкального училища, и они присылают к нам в оркестр своих выпускников, так что связь с ними у нас кровная… Мы поддерживаем ульяновские таланты. Например, Николай Лямаев больше известен как певец, а не как фермер, хотя он специалист в сельском хозяйстве, но имеет звание заслуженного работника культуры России. Мы готовили авторский концерт нашего местного композитора Анатолия Гурьянова. Способствовали тому, что выпускница ансамбля «Симбирочка» Татьяна Лабакова поступила в Гнесинку к нашей частой гостье певице Анне Литвиненко. Баянист Андрей Романенко стал тенором, и сейчас он солист, премьер национальной оперы Украины, заслуженный артист Украины. Приятно, что мой ученик Расим Ильясов, который играл в нашем оркестре, теперь сам руководит президентским оркестром народных инструментов «Казан нуры».

— Оркестр русских народных инструментов — это в первую очередь народная музыка. А интересна ли вам современная авторская музыка?

— Интерес к современной музыке у нас повышенный, но она до нас доходит с трудом. Сейчас, к сожалению, практически невозможно купить партитуры или взять их в библиотеке. Мы обновляем репертуар благодаря личным контактам с дирижерами из других городов. Они приезжают к нам, готовят программы, а потом оставляют партитуры. У нас есть связь с Евгением Дербенко, который пишет для народного оркестра, и его произведений у нас довольно много. Когда здесь жил и работал Александр На Юн Кин, мы играли ряд его произведений. У него очень интересный язык, стиль изложения своеобразный, его партитуры очень свежи, и у нас их часто просят. Недавно нам прислали программы композиторы из Питера. Один из них — Владислав Панченко, автор музыки к кинофильму Александра Рогожина «Особенности национальной охоты». Пока нет возможности их пригласить и подготовить авторские концерты, но, надеюсь, в будущем нам удастся это сделать.

Беседовала Анна ШКОЛЬНАЯ