В конце октября был принят в первом чтении бюджет Ульяновской области на 2010 год. Утвержденные цифры (общий объем доходов и расходов) тревожат: слишком скромные суммы заложены для жизнедеятельности региона.

Свой взгляд на процесс формирования областной казны изложила председатель бюджетного комитета Законодательного Собрания Ульяновской области Алсу Балакишиева.

– Алсу Харисовна, как Вы оцениваете принятый в первом чтении облбюджет-2010?

– Депутатская фракция «Единой России» в ЗСО отнеслась к формированию бюджета в сложных условиях кризиса со всей ответственностью. Основные параметры бюджета необходимо было принять в октябре, чтобы дать возможность исполнительной власти дальше работать с федеральным центром – ведь наш регион сегодня во многом зависит от финансирования из Москвы.

На первый взгляд, утвержденные параметры могут вызвать недоумение: объем доходов – всего 15,0 млрд рублей, объем расходов -16,8 млрд рублей. Это чуть больше половины от бюджета 2009 года. Такое сокращение настораживает. Но, поверьте, работа над будущим бюджетом ведется очень кропотливая и эти цифры – не приговор, хоронить область никто не собирается. Давайте в этом разберемся.

Мы не стали экспериментировать с собственными доходами. Мировой финансовый кризис мимо Ульяновской области не прошел, сказался на градообразующих предприятиях, которые обеспечивают нам основные налоговые поступления. Как результат, в 2009 году мы недобираем в бюджет средства от налогов, которые реально работали, кормили область. Это налоги на прибыль организаций, на доходы физических лиц, на добычу полезных ископаемых. Губернатор поручил экономическому блоку областного правительства ежедневно мониторить работу предприятий – выход продукции, сокращение кадров. Министерство экономики со всей ответственностью подошло к этой работе, в результате мы получили экономическую карту нашего региона. В итоге принятые параметры регионального бюджета на будущий год соответствуют сложившейся ситуации. В облбюджет-2010 сегодня заложена реальная сумма собственных доходов. Конечно, можно их завысить, например, до 20 млрд рублей, но нужно отдавать себе отчет, что это были бы дутые цифры, не имеющие никакого отношения к действительности. Поэтому мы запланировали 12 млрд рублей, которые реально рассчитываем собрать в регионе.

Не стоит также забывать, что область рассчитывает получить дополнительную помощь из федерального бюджета, некоторые другие финансовые поступления.

– Какие налоги в 2010 году окажутся «под вопросом»? Есть ли сборы, которые планируется увеличить?

– Снижение налоговых поступлений ожидается по таким бюджетообразующим налогам, как подоходный налог и налог на прибыль организаций. По сравнению с уточненными плановыми показателями 2009 года налог на прибыль потеряет 592 млн рублей. Ведь по прогнозу министерства экономики прибыльность ульяновских предприятий упадет на 9% из-за снижения индекса промышленного производства, роста удельного веса убыточных структур, увеличения убытков и уменьшения прибыли. Поступления налога на доходы физических лиц сократятся по сравнению с текущим годом на 364 млн рублей, хотя темп роста фонда оплаты труда ожидается на уровне 110%.

Лишится область и части налога на добычу полезных ископаемых – 53 млн рублей. Это сокращение вызвано изменением федерального законодательства: в сентябре Государственной Думой был принят закон, согласно которому в федеральный бюджет будут зачисляться все доходы от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением горючего природного газа). Ульяновская область потеряет из-за этого доходы от добычи нефти: прежде в региональные бюджеты зачислялось 5%.

Однако есть доходные статьи областного бюджета, которые обещают вырасти. Например, по акцизам рост ожидается на 20,2% от уровня 2009 года, или на 369 млн рублей. Дело в том, что с 1 января 2010 года предусмотрена новая пропорция распределения доходов от уплаты акцизов на алкоголь: в бюджет области по месту производства будет зачисляться не 20, а 40%. Учитываем мы также ожидаемую индексацию ставок акцизов и поступления от вводимого в строй завода ООО «САБМиллер Рус».

Доходы от транспортного налога могут возрасти в 2010 году более чем вдвое – до 428 млн рублей. Правительство РФ подготовило изменения в законодательство, согласно которым с 1 января 2010 года базовые ставки этого налога будут увеличены в два раза. Относительно базовых ставок регионы, как и прежде, смогут самостоятельно увеличивать ставки, но не более чем в пять раз, и уменьшать – не более чем в десять раз. Областным властям также будет предоставлена возможность устанавливать ставки в зависимости от года выпуска автомобиля и его экологического класса. В целом наш бюджетный комитет поддерживает данную концепцию, но мы учитываем, что, с одной стороны, повышение ставок позволит увеличить наполняемость бюджетов субъектов РФ, с другой – может отрицательно сказаться на собираемости транспортного налога.

– Во время обсуждения областного бюджета на заседании ЗС много говорилось о дополнительной поддержке, которая ожидает Ульяновскую область после принятия федерального бюджета.

– Да, в параметрах нашей казны пока не отражены 5,5 млрд рублей федеральных денег, хотя в проекте бюджета РФ они предусмотрены и планируется, что поступят к нам в виде субсидий в 2010 году. На заседании бюджетного комитета ЗС мы предложили областному министерству финансов, чтобы эти средства были учтены при первом чтении – тогда наш бюджет выглядел бы реальнее. Но Минфин резонно не захотел рисковать, заложив пока в облбюджет только ту помощь, на которую Москва уже дала добро – 2,8 млрд рублей на выравнивание бюджетной обеспеченности. С остальным финансисты попросили подождать, чтобы убедиться, что Москва нам ничего не урезала. Мы согласились.

– Как Вы считаете, обещанные 5,5 миллиарда для Ульяновской области в бюджете РФ оставят? Не сократят?

– Уверена, что оставят. Для этого проделана большая работа. Как отметил губернатор области Сергей Морозов, не одни туфли стоптаны в хождении по московским кабинетам. Эта сумма уже и на сайте Минфина проанонсирована, и в СМИ названа. Просто Государственная Дума пока не приняла закона о федеральном бюджете на 2010 год.

– Тогда, может быть, нам попробовать выбить в столице больше денег, не пожалев еще пары туфель? Вдруг получится?

– Сейчас, в условиях кризиса, Минфин РФ старается сосредоточить в одних руках поступление основных средств в стране. Недаром 5% налога на добычу нефти, как я уже говорила, возвращается в Центр – в масштабах государства речь идет о триллионах рублей. Это делается для того, чтобы не допустить невыполнения социальных обязательств перед россиянами: исключить чиновничий беспредел и волокиту. Контроль за движением средств берет на себя Минфин РФ. Где будут появляться бюджетные дыры, туда государство и станет направлять деньги. Думаю, в течение 2010 года регионы получат дополнительные средства из федерального бюджета. Ульяновская область может получить сверх 5,5 млрд рублей еще и деньги по федеральным целевым программам. На один-два миллиарда мы можем рассчитывать.

– Какие еще резервы есть у облбюджета-2010?

– Особое внимание стоит обратить на собираемость налогов. Сегодня недоимка по региональным налогам и сборам достигла в Ульяновской области 775 млн рублей. Причем нередки случаи, когда недобросовестные плательщики просто прикрываются кризисом. Эта сумма, на мой взгляд, должна перейти в доходы на 2010 год. Какая-то часть этих денег придет в виде дополнительных текущих платежей. Другая часть, которая сегодня «висит» на предприятиях-банкротах, должна быть изыскана за счет продажи их ликвидного имущества – земли, помещений. Все члены бюджетного комитета (а в него входят представители разных политических сил) были не согласны с утверждением, что с банкротов уже ничего не возьмешь. Опускать руки – неправильно.

Пока сумма недоимки в доходы бюджета 2010 года не включена. Нужно активнее работать с предприятиями-должниками, постараться вернуть деньги в казну. Тогда можно будет сделать корректировку бюджета в сторону увеличения.

В доходы не вошел также возврат бюджетных кредитов от юридических лиц. Львиную долю этой суммы составляет задолженность ОГУП « Ульяновскагропромпродукт» – 225 млн рублей. Теперь мы слышим, что предприятие это вроде бы находится в стадии банкротства. Но ведь когда в прошлом году инициировали передачу ему земли, областного имущества, никто не говорил, что оно в «предынфарктном» состоянии. А если это ОГУП в самом деле банкрот – чего ждет исполнительная власть? Надо продавать его имущество, ликвидировать задолженность перед бюджетом. Мы будем держать эту ситуацию на контроле.

Вопрос недоимки будет поднят еще раз перед вторым чтением бюджета. Сегодня на счету каждый рубль, появится лишний – должен попасть в казну. Надо пополнять доходы и тратить деньги разумно. Отмечу, что в проекте об-лбюджета-2010 сокращены (по сравнению с текущим годом) расходы на содержание государственных органов власти – на 24% (в том числе фонд оплаты труда – на 16%). Это позволит сэкономить более 200 млн рублей, направить деньги на образование, здравоохранение, культуру.

– Каким ожидается размер областной казны со всеми возможными подпитками, возвратом долгов в бюджет?

– Давайте прикинем ориентировочно. 12 млрд рублей – собственные доходы. Плюс 2,8 млрд из Москвы на выравнивание бюджетной обеспеченности. Ожидаем, что размер федеральных субсидий будет не меньше 5,5 млрд. Надеюсь, будут какие-то поступления и по федеральным целевым программам. Надеюсь также, что исполнительная власть возьмет на особый контроль вопрос взыскания недоимки. Необходимо вернуть хотя бы часть этих денег. Плюс дефицит: его тоже чем-то придется покрывать, пусть даже заимствованиями. В итоге вырисовывается общая сумма расходов на уровне 2009 года. То есть ухудшения жизни людей в Ульяновской области мы не допустим.

– Если Вы уверены, что доходная часть бюджета-2010 в конечном варианте вырастет, значит, есть смысл пересмотреть список приостановленных областных целевых программ?

– Совершенно верно. На октябрьском заседании мы приняли решение приостановить в следующем году финансирование 22 ОЦП на общую сумму 2,4 млрд рублей. Но депутатская фракция «Единой России» осталась недовольна, что облправи-тельство пожертвовало многими приоритетными, на наш взгляд, программами. Теми, что касаются доброкачественной воды, дорожного хозяйства, развития офисов врачей общей практики, уличного освещения. Поэтому ко второму чтению пойдет серьезнейший разговор: будем спорить, отстаивать ряд ОЦП, необходимых людям. Например, «Школьное молоко». Я депутат от сельского округа, знаю, сама видела, что учащиеся с удовольствием пьют это молоко в 9-10 часов на переменах. Ведь рано утром, перед школой, многие дети часто не хотят завтракать. Или взять программу обеспечения населения доброкачественной водой. Проблема очень актуальна в нашем регионе. Есть села, где до сих пор воду, в том числе для питья, берут из прудов. В моем округе, в Сурском районе, нет недостатка в водных источниках, и при этом Сурское и другие села живут без нормальной воды. Та же проблема в Инзенском районе. Поэтому мы будем просить губернатора по возможности возобновить финансирование таких программ. Ведь важен не только экономический эффект. Здоровье человека намного важнее.

Сергей Гончаров

Подготовлено при содействии пресс-службы Законодательного Собрания Ульяновской области.