Бывший владелец компании «Русснефть», в состав которой входят и ульяновские нефтедобывающие компании, Михаил Гуцериев уже два года как не в России. В свое время он, дабы избежать судьбы Михаила Ходорковского, вынужден был срочно уехать в Англию, поскольку прокуратура завела на него уголовные дела. Одно из них – по уклонению от уплаты налогов (на 20 млрд рублей). Независимые наблюдатели усмотрели в заведенных делах желание отобрать у Гуцериева «Русснефть», компанию, созданную им с нуля. Перед уездом на Запад он продал ее структурам прикремлевского бизнесмена, зятя дочери Бориса Ельцина Олега Дерипаски.

Поступили с Михаилом Гуцериевым донельзя подло. Как раз в те дни в автокатастрофе погиб его сын, парень 20-ти с небольшим лет. Отец тайно пробирался из Лондона на похороны, которые состоялись, кажется, в столице Азербайджана Баку. Ходили, впрочем, слухи, что катастрофа была подстроена- с целью выманить Гуцериева в Россию и арестовать. Это не удалось, и ордер на арест был выписан заочно.

На днях Лондонский окружной суд отменил этот ордер. Причем отменил по ходатайству российских прокуроров. Теперь Михаил Гуцериев, как пишут, может вернуться в Россию, чтобы отправиться потом на свою родину – в Ингушетию. Нынешний президент этой” республики Юнус-Бек Евкуров высказал якобы такое пожелание, рассчитывая, что Гуцериев с его деньгами и связями поможет успокоить Ингушетию, пошедшую в последнее время буквально в разнос. Кремль, опять же якобы, пошел Евкурову навстречу и готов отказаться от преследования Гуцериева.

Бизнесмена хорошо знают и в Ульяновске, поскольку наши нефтедобывающие фирмы входили в состав его компаний. Сначала – «Славнефти», а потом, когда «Славнефть» у Гуцериева отобрали и он создал новую – «Русснефть», – уже в нее. В годы губернаторства Владимира Шаманова Михаил Гуцериев неоднократно приезжал в область, активно участвуя в финансировании различных социальных объектов. В частности, он выступал крупным спонсором строительства Спасо-Вознесенского собора в Ульяновске (угол улиц Минаева и 12 Сентября). И не случись того, что случилось, собор, возможно, был бы уже построен. Гуцериев не жаден и денег на храм не пожалел бы.

Кстати, будет жаль, если нынешнее послабление предпринимается как попытка все-таки выманить его в Россию и посадить. Хотя он, кажется, не так прост, как, вероятно., думают российские репрессивные органы, и на мякине его провести вряд ли удастся.

Юрий КАШИНСКИЙ