Я не берусь судить о всех аспектах деятельности в условиях чрезвычайной ситуации. Тот факт, что в течение нескольких часов удалось локализовать и потушить пожар высшей категории сложности, свидетельствует о высоком уровне организации и координации действий власти и соответствующих структур (МЧС, МВД, Минобороны). Искренняя им за это признательность и благодарность.
В тоже время хотел бы обратить внимание на необходимость извлечения уроков из допущенных просчётов и упущений в сфере работы с населением.
Руководители соответствующего ранга не могут не знать, что наряду с мерами по преодолению последствий чрезвычайного события, не менее важным направлением их деятельности является организация работы по оповещению, информированию и инструктажу населения. Работа эта должна организовываться немедленно при получении информации о чрезвычайном происшествии. Не будучи своевременно организованной, она влечёт за собой вспышку паники, что собственно и имело место в нашем случае. В истории нередко бывало так, что от последствий паники человеческих жертв оказывалось несоизмеримо больше, чем от самого чрезвычайного события.
В связи с отсутствием времени на подготовку, вся эта работа организуется и проводится по заранее разработанным планам и схемам, которые должны предусматривать варианты действий при самом различном развитии ситуации, в том числе и при параличе средств связи и оповещения. К сожалению, ничего подобного, особенно в первые часы, не наблюдалось. Деятельность по организации информирования населения и предотвращению паники оказалась самым слабым звеном в деятельности органов власти. Хотел бы особо подчеркнуть, что организовывать эту работу должны не пресс-службы соответствующих ведомств, а конкретные должностные лица, владеющие информацией, имеющие навыки работы с населением и обладающие определённым уровнем знаний в области психологии. Дело в том, что в условиях экстремальной ситуации поведение человека сильно меняется. А свойство человеческой психики домысливать услышанное обретает невообразимо гипертрофированный характер. Когда информации недостаточно, или она носит противоречивый характер, любая недосказанность мгновенно обрастает леденящими душу деталями и подробностями.
Информация, прозвучавшая из уст пресс-секретаря УВД о необходимости населению запасаться марлевыми повязками и водой не содержала объяснения, чем это призыв обусловлен. Реакция населения оказалась соответствующей. Наслышанные о химических складах люди мгновенно предположили самое страшное: произошёл выброс химических веществ и заражение воды. Одни горожане рванули из города, другие бросились к киоскам «Ключ здоровья». Паника охватила даже жителей противоположного берега. В 19.35. очередь за водой у киоска на пересечении ул. К.Маркса и Робеспьера уже насчитывала более двух десятков человек.
Такое поведение людей вполне обяснимо, поскольку на протяжении всего времени чрезвычайного происшествия информация о содержимом химических складов носила крайне противоречивый характер. В выступлениях должностных лиц и комментариях телеведущих звучала информация то о химическом оружии, то о химикатах, то о химическом имуществе. И никто ничего конкретного не сказал.
Вместе с тем, важной составной частью комплекса работы по пресечению паники (и это тоже следует знать руководителям соответствующего ранга) должна быть работа по оперативному развенчиванию (ещё на стадии зарождения) недостоверной, искажённой и откровенно провокационной информации, способной усугубить ситуацию. К сожалению, признаков подобного рода деятельности выявить не удалось. Единственно, кто предпринимал усилия в этом направлении была редакция сайта «Ulpressa.ru».
Другим не менее важным направлением работы с населением, в подобного рода ситуациях, является организация инструктирования населения о том, как ему следует действовать в сложившейся обстановке. Поразительно, но после первых (ещё не самых мощных) взрывов никому в голову не пришла мысль объяснить людям как можно простым, известным ещё со времён Великой Отечественной войны способом уберечь свои окна от взрывной волны. Пришлось по телефону объяснять это родственникам и друзьям. Все сразу вспоминали кадры военной хроники и крест на крест оклеенные окна прифронтовых городов.
Такого рода просчётов и откровенных ляпов оказалось слишком много, чтобы всё это можно было отнести к разряду обычных упущений.
Полагаю, что события, в прямом и переносном смысле, потрясшие Ульяновск, должны стать предметом тщательного анализа и оценки. Необходим обстоятельный и взвешенный разговор об уроках происшедшей трагедии. Не сделав, по горячим следам, должных выводов мы обречём себя в будущем на повторение тех же самых ошибок и просчётов.
И последнее. На фоне постигшей город трагедии верхом то ли цинизма, то ли откровенной глупости можно назвать слова ведущего одного из городских телеканалов по завершении пятничного вечернего информационного выпуска (где шла информация о ЧП) пожелавшего жителям города приятного отдыха в предстоящие выходные дни.
Николай Васин