Российские политики и власть продолжают обсуждать отказ американской компании «General Motors» («Дженерал Моторс») в продаже Сбербанку РФ и канадской «Магне» автоконцерна «Опель». При этом отмечают, что наблюдается уже тенденция, когда западные деловые круги не желают отдавать бизнес в руки россиян. В качестве примера приводится случай с «Северсталью», которая в свое время договорилась о слиянии с европейской сталелитейной компанией «Арселор», но в последний момент также получила отказ.

Такую же тенденцию наблюдатели видят в отношении Китая. Сейчас идут переговоры по покупке им завода «Volvo» («Вольво»). Все протекало вроде бы благоприятно для китайской фирмы-покупателя, но представители «Вольво» заговорили вдруг, что ситуация перешла в стадию оздоровления и продажа автозавода утрачивает теперь смысл. То есть поворот один в один, как в истории с «Опелем» (возмущение германского руководства отказом «GM» продать его быстро сошло, кстати, на нет, сменившись обещанием финансовой помощи «GM» с целью выведения «Опеля» из кризиса).

В чем же тут дело? Оно, вероятно, не столько в том, что российский и китайский бизнес является в представлении Запада сплошь мафиозным, связываться с которым себе дороже, но, в первую очередь, наверное, в страхе западных фирм за судьбу своих брендов, история которых насчитывает десятки, а то и сотни лет. «СК» уже писал об уровне нашего автопроизводства.

Падения до этого уровня и боятся, пожалуй, нынешние хозяева «Опеля».

Иначе говоря, боятся дискредитации качества машин и своеобразного искривления пространства, которое произведут с заводом в России.

Искривления, которое происходит, к примеру, в наши дни в спорте. Это когда накачанные нефтедолларами клубы типа санкт-петербургского «Зенита» или казанского «Рубина» накупают за бешеные по российским меркам деньги футболистов и тренеров и заявляют о конкуренции с командами первого эшелона Европы и Южной Америки. Победы этих наших клубов преподносятся властями России как свидетельство подъема массового спорта в стране. Любой непредвзятый человек скажет, однако, что это чушь, что массовый спорт продолжает хиреть. Пример – Ульяновская область, где нет нефти и газа и где стадионы застраиваются развлекательными центрами. А те, кто должен бы олицетворять скорый расцвет массового спорта, в лучшем случае пьют по подъездам пиво, а в худшем – колются по подвалам наркотой.

Западные клубы тоже покупают игроков и тренеров и тоже зачастую за большие деньги, но это не деньги бюджета, как у нас, а собственные средства клубов. Заработанные реализацией билетов, продажей прав на телетрансляцию матчей, рекламой и полученные от спонсоров. Это совсем другой пирог, как говорится. Можно предсказать, что если наступление российского госспорта продолжится, последует девальвация мирового спорта как такового. Такой девальвации и опасаются, надо думать, капитаны западной индустрии, отказываясь передавать свои заводы россиянам и китайцам.

Юрий КАШИНСКИЙ.