Современный бизнес в период болезненного экономического кризиса старается экономить на всем, в том числе на безопасности людей и окружающей среды.
В Ульяновске значительное количество собственников объектов экономики, представляющих потенциальную опасность для населения, обусловленную обращением на указанных объектах с опасными веществами, пренебрегало вопросами обеспечения промышленной безопасности и защиты населения (территорий) от чрезвычайных ситуаций, ставя во главу угла получение высоких прибылей.
К таким собственникам и опасным объектам можно отнести всю молочную, мясную промышленность города Ульяновска, где имеются значительные запасы хлорсодержащих веществ.
Пожар на Арсенале (военных складах ВМФ) показал, насколько уязвим город в отношении ЧС и техногенных катастроф. При этом чиновники забывают проверять опасные объекты и предприятия требовать наличие документа «Паспорта безопасности опасного объекта» (антитеррористического паспорта).
Согласно закону ФЗ–116 «О промышленной безопасности опасных объектов» основанием для разработки документа «Паспорта безопасности объекта” опасного объекта разрабатывается на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, гидротехнических сооружениях в случае возможности возникновения чрезвычайных ситуаций.
«Паспорт безопасности объекта» разрабатывается в соответствии с рекомендациями Национального антитеррористического комитета РФ для предприятий и организаций, включенных в перечень наиболее важных объектов, уязвимых в террористическом и диверсионном отношении.
По сути, можно сказать, паспорт безопасности предотвращает угрозу экологического терроризма.
Экологический терроризм опаснее других преступлений террористической направленности в связи с тем, что насильственные действия применяются к гражданам или их собственности опосредованно, через окружающую среду, существование в которой в дальнейшем бывает затруднено или невозможно для всего живого.
На территории Ульяновской области подобных примеров масса. В Ульяновске у большинства предприятий отсутствует паспорт безопасности. Так, в случае пожара на молочном комбинате по улице Можайского в густонаселенном районе может произойти выброс хлора. Ульяновский водоканал на подведомственных объектах имеет огромные запасы хлора и хлорсодержащих веществ, в частности на очистных сооружениях в Красном Яру, паспорта безопасности нет, а на сегодняшний день рядом проводят уничтожение «остатков» снарядов из Арсенала, разве подобное допустимо?
ТЭЦ -1 имеет на реке Свияга дамбу в очень ветхом состоянии, на которой к тому же нет охраны, до мазутохранилища ТЭЦ-1 может дойти любой желающий. Военные склады ГСМ и иных химических смесей и жидкостей в районе больницы им. Карамзина тоже очень плохо охраняются, и садоводы умудряются проникать внутрь и «таскать» строительные материалы. На Нижней террасе имеется заброшенное мазутохранилище патронного завода, куда можно спокойно пройти и набрать ведерко-другое мазута.
И главное, «Паспорт безопасности опасного объекта» используется для разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте.
А как мы видим по ситуации с Арсеналом, скорее всего подобного документа не было.
Обращаюсь к Губернатору Ульяновской области Сергею Ивановичу Морозову с требованием обязать региональных чиновников проверить все опасные объекты на наличие «Паспорта безопасности опасного объекта», который должен быть по закону. И наказать руководителей тех предприятий, у которых не имеется данного документа. Одним словом, нужно не на бумаге создавать различные комиссии, а реально следить за исполнением законов и заботиться о безопасности людей, и это прямая обязанность региональной власти. Только так можно избежать трагедий, подобных пожару на складах Арсенала ВМФ РФ.
Александр Брагин, эколог-правозащитник