Дмитрий Медведев предлагает авиастроителям России и США спроектировать транспортный самолет нового поколения

Текст: Наталья Журавлева

Дмитрий Медведев считает возможной кооперацию авиастроителей России и США при освоении рынка тяжелых грузовых самолетов. Об этом он заявил во вторник во время визита в Ульяновск на мощности компании «Авиастар-СП». Эксперты считают, что президент, скорее всего, имел в виду не модернизацию легендарных «Русланов», а совместное создание нового поколения тяжелого транспортника. Подобное сотрудничество может вывести «перезагрузку» в отношениях между двумя странами на новый уровень.

Кооперация для успеха

Президент России Дмитрий Медведев во вторник посетил компанию «Авиастар-СП», образованную на базе самолетного производства «Ульяновского авиационного промышленного комплекса». В беседе с рабочими глава государства предложил подумать о возможности кооперации российских и американских авиастроителей.

«Кто-то эту нишу займет. Лучше, если это будем мы. А можно сделать это и вместе с американцами»

«Надо перспективные модели создавать», − отметил Медведев, когда речь зашла о планах развития завода.

В качестве примера он привел известную модель этого предприятия Ан-124 «Руслан», передает ИТАР-ТАСС. «Рынок огромный, объемы перевозок тоже, а практически в мире такие самолеты не выпускаются», − посетовал президент, добавив, что единственным аналогом отечественного «Руслана» может быть только американский самолет Си-5.

Русский богатырь

Для справки: крупнейший в мире серийный транспортный самолет «Руслан» способен перевозить до 130 тонн груза на расстояние более 3 тыс. километров. Он был создан в КБ имени Антонова на Украине в 1982 году. Модификации Ан-124-100 и Ан-124-100М-150 выпускались в Киеве и Ульяновске до 1995 года, всего было произведено 56 таких машин. Из них «в строю» осталось 25 самолетов, цена каждого из которых составляет более 100 млн долларов. При этом по большинству полетных и эксплуатационных характеристик Ан-124 превосходит американский C-5, лидировавший в этом классе с конца 1960-х годов.

Опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты уверяют, что «Руслану» не надо бороться за заказчиков − он и без того уже завоевал рынок. Спрос на такую технику высок в любой стране, даже несмотря на то, что во многих государствах есть преференции только для национальных авиаперевозчиков. Все дело в том, что иногда приходится перевозить такие грузы, с которыми может справиться только Ан-124.

Кроме того, у «Русланов» есть богатый опыт использования как в интересах отечественных военно-воздушных сил, так и оборонных ведомств США и ряда других западных стран. «Не секрет, что самолеты Ан-124 уже давно используются и США, и силами НАТО для переброски техники и различного оборудования не только в интересах коммерческих компаний, но и интересах миротворческих контингентов в Афганистане и Ираке», − говорит руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Работа на перспективу

Впрочем, по мнению экспертов, говоря о возможной кооперации российских и американских авиастроителей, Дмитрий Медведев имел в виду вовсе не сотрудничество по модернизации «Русланов». Дело в том, что эти самолеты крайне востребованы на рынке перевозок уникальных негабаритных сверхтяжелых грузов (порядка 650−700 млн долларов по итогам 2008 года), однако, несмотря на свои размеры, он значительно уступает общему рынку грузовых перевозок (продуктов, бытовой техники и т.д.)

«И как раз на этом, наиболее востребованном направлении отечественные производители, к сожалению, занимают мизерную долю, − отмечает Олег Пантелеев. − Так что возможная кооперация авиастроителей России и США, скорее всего, подразумевает создание военно-транспортной машины как раз в этом сегменте». Тем более что, как отмечает эксперт, создание нового поколения тяжелого транспортного самолета – дорогостоящая задача с вложениями в миллиарды долларов, что на фоне кризиса не по плечу какому-то одному государству.

Стратегические проблемы

Отмечая перспективность сотрудничества России и США в части создания нового военно-транспортного самолета, опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты вместе с тем отмечают, что соответствующая кооперация неизбежно столкнется с политическими проблемами.

«С одной стороны необходимость взаимодействия очевидна, − комментирует Олег Пантелеев. − С другой же, одними из основных потребителей такой авиатехники будут национальные оборонные ведомства». Как считает аналитик, в результате странами совместно может быть проведена лишь научно-исследовательская и изыскательская работа, однако когда дело дойдет до конкретной практической реализации (читай − до строительства), Россия и США должны пойти своим путем.

«Объяснение тому простое − для российских ВВС неприемлемо использовать в самолетах комплектующие американского производства, равно как для американцев полностью недопустимо, чтобы стоящий на вооружении самолет был построен с какими-то «критически важными» комплектующими из России, − резюмирует Олег Пантелеев. − Однако если Медведев вынесет «авиационную» тему на межгосударственный уровень и договорится напрямую с Обамой, это станет настоящим прорывом и выведет «перезагрузку» в отношениях между двумя странами на новый уровень».