В Ульяновске президент РФ Дмитрий Медведев возглавил заседание Госсовета по инновациям в транспорте

Кирилл Шевченко

Вчера с однодневным рабочим визитом в Ульяновске побывал Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев. Программа пребывания первого лица государства на родине Владимира Ленина получилась крайне насыщенной. Было и посещение крупнейшего отечественного производства гражданских самолетов «Авиастар-СП», и официальное открытие нового, крупнейшего в Европе, моста через Волгу, и рабочая встреча с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, и, наконец, заседание президиума Госсовета.

Первым пунктом поездки Дмитрия Медведева стал «Авиастар-СП». Глава государства и губернатор Сергей Морозов посетили цех производства окончательной сборки и осмотрели стендомоделирующий комплекс информационно-управляющего поля кабины самолета ТУ-204 СМ. Здесь президенту рассказали о перспективах развития производства авиационного оборудования для самолетов гражданской авиации и военно-воздушных сил.

В салоне самолёта Ан-124 «Руслан» Сергей Морозов и президент ГК «Волга-Днепр» Алексей Исайкин доложили Дмитрию Медведеву об основных этапах развития авиационной отрасли региона и ближайших перспективах.

В ходе встречи с трудовым коллективом предприятия президент отметил, что у ульяновского самолетостроительного завода достаточный потенциал и большие перспективы для развития, но при этом всей авиационной отрасли необходимо расширять кооперацию с зарубежными производителями авиакомпонентов.

Новый мост: от Алиева – до Алиева

Открывая первую очередь нового мостового перехода через Волгу, который, по одной из версии, может быть назван «Президентским», Дмитрий Медведев заявил, что этот мост имеет важное значение для развития российских транспортных коммуникаций. «Он связывает части нашей огромной страны – Европу с Уралом и Сибирью, это беспрецедентный мост, – продолжил президент, – мы ехали по нему, а он не кончался, это просто фантастика! Столь длинное сооружение показывает и масштаб нашей страны, и те непростые задачи, которые мы решаем. С трудом, но решаем. Стройка почти двадцать лет шла с переменным успехом, но за последнее время мы нашли средства и сконцентрировали усилия и получили результат».

Кроме того, Дмитрий Медведев особо отметил труд ульяновских мостостроителей: «Я хотел бы искренне поблагодарить всех, кто принимал участие в строительстве этого уникального сложного проекта, такого нужного для нашей страны. Я хотел бы поблагодарить строителей, которые здесь присутствуют, которые вложили и душу, и свои силы в то, что этот объект был окончательно создан и вступил в эксплуатацию. Хотел бы поблагодарить всех, кто принимал участие в принятии соответствующих решений, в том числе, и ветеранов, которые присутствуют здесь».

В церемонии открытия принял участие и президент Азербайджана Ильхам Алиев, чей отец Гейдар Алиев, будучи первым заместителем председателя Совета министров СССР, имел самое непосредственное отношение к началу строительства этого моста, подписав соответствующее постановление. После речи Дмитрия Медведева президенты подошли к ветеранам-строителям, присутствовавшим при подписании этого документа. Ильхам Алиев тепло пообщался с ними и с депутатом Законодательного собрания Алсу Балакишиевой (чей муж, кстати, является азербайджанцем по национальности).

Затем высокие гости отправились в Засвияжский район Ульяновска, на площадь Гейдара Алиева, где возложили цветы к памятнику (первому на территории России) экс-президенту Азербайджана.

После этого президенты двух государств обсудили вопросы энергетического сотрудничества (в первую очередь – в сфере добычи и реализации газа) и проблемы нагорно-карабахского урегулирования. Говоря о последних, напомним, что тлеющий два десятка лет армяно-азербайджанский конфликт достиг грани, за которой в любой момент могут начаться боевые действия, и, несмотря на определенные сдвиги в переговорном процессе, достигнутые в ходе последней дипломатической встречи в Мюнхене, обстановка в Закавказье продолжает оставаться накаленной.

Необходим элементарный порядок!

Дмитрий Медведев в связи со взрывами на складах боеприпасов в Ульяновске провёл специальное совещание и освободил от военной службы ряд высокопоставленных военных. «Я принял решение освободить от занимаемой должности и уволить с военной службы начальника Инженерных войск ВС РФ Балховитина Ю.П., начальника главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны РФ Чикирева О., временно и.о. начальника вооружения, заместителя командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа по вооружениям Халитова В.Г. и временно и.о. начальника инженерных войск полковника Бобракова А.А.».

Очередное заседание президиума Госсовета было посвящено теме инновационного развития транспортного комплекса страны. С докладами выступили руководитель рабочей группы Госсовета, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и министр транспорта РФ Игорь Левитин. В подготовленном рабочей группой докладе было отмечено, что «в настоящее время темпы развития транспортного комплекса России по техническим и технологическим параметрам заметно отстают от развитых стран. Сложившаяся ситуация вызвана как недостаточной эффективностью государственной системы поддержки и стимулирования инноваций в транспортном комплексе, так и низким уровнем конкуренции в отраслях транспортного машиностроения и ряде секторов рынка транспортных услуг, что не стимулирует предприятия к внедрению инноваций».

«Вложения в транспорт являются одним из сильнодействующих лекарств против кризиса. Это подтверждает наглядно и опыт других стран в самых разных ситуациях, включая и период депрессий», – сказал президент.

Он напомнил, что в прошлом году правительством был утвержден ряд ключевых документов, где сформулированы цели и задачи транспортной отрасли на средне- и долгосрочную перспективу. В частности, транспортная стратегия на период до 2030 года. Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Федеральная целевая программа развития транспортной системы России на период в 2010-2015 годах. Все эти документы приняты.

«Сегодня уже ведется работа над развитием каждого сегмента транспортного сектора. Есть неплохие примеры создания новой конкурентоспособной продукции. Но их немного. Нужно подтолкнуть их коммерциализацию и использование в соответствующем секторе. В том числе, эффективно используя механизмы госзаказа», – отметил Медведев.

«Если для этого нужны какие-то еще программы, правительство должно принять решение и по этому вопросу. Но, на мой взгляд, этих программ уже предостаточно. Не надо стесняться и использования опыта зарубежных компаний», – считает глава государства.

«Для этого необходимо предусмотреть возможность заключения совмещенных долгосрочных контрактов на строительство инфраструктурных объектов. А также на содержание и эксплуатацию этих объектов. Чтобы эти контракты воедино связывали все части такой работы. И – третьих, нужно продолжить улучшение нормативно-правовой базы», – подчеркнул президент.

Среди других поставленных задач – развитие производства современных транспортных средств и новых видов транспорта (отмечено, что без сформированного государством заказа на новую передовую технику и современные технологии отечественные предприятия не способны профинансировать соответствующие разработки и организовать выпуск опытных образцов), создание современной транспортной инфраструктуры, внедрение инноваций и электронных услуг в управление транспортным комплексом.

Сам Дмитрий Медведев отметил, что «развитие инфраструктуры, включая транспортную, требует не только увеличения инвестиций, но и наведения элементарного порядка.