Областной бюджет-2010 принят во втором чтении

Георгий Кузнецов

Прошедшее вчера ноябрьское заседание регионального парламента включило в себя, не считая прошедшего перед ним «правительственного часа», и отчет министра здравоохранения о проделанной работе и перспективах развития отрасли, и выступление главного федерального инспектора Валерия Лазарева, и утверждение судебных кадров, и кратковременный визит губернатора, во время которого Сергей Морозов ответил на несколько возникших у народных избранников вопросов. Но главным событием, безусловно, стало принятие бюджета области на следующий год во втором чтении.

Традиционно пакет бюджетных законов открывает прогнозный план приватизации, согласно которому в следующем году областью будут проданы акции ОАО «Агрофирма «Старомайнская» (сейчас предприятие обрабатывает всего четверть имеющихся в его распоряжении земель, что ставит под угрозу сохранение его производственного профиля – производство овощей открытого грунта). Переданы в ОАО «Фармация» пакеты акций четырех аптек (это должно оптимизировать финансовые потоки, увеличить оптовые скидки для ОАО при закупке медпрепаратов и, соответственно, снизить розничные цены, а также способствовать обеспечению медикаментами жителей отдаленных районов Ульяновска). И преобразовано в акционерное общество ОГУП «Ульяновскавтодор» (ввиду полной, на данный момент, неконкурентоспособности и невозможности получения кредитов и проведения лизинговых закупок).

Если по второму и третьему пункту вопросов у депутатов не было – лишь Алексей Куринный предложил, чтобы в наблюдательный совет при ОАО «Фармация» вошел кто-то из депутатского корпуса (спикер Борис Зотов указал, чтобы предложение было записано протокольно), – то продажа за 30 миллионов рублей агрофирмы определенное недоумение вызвало. Габдулхак Мурзаханов поинтересовался возможной судьбой 108 рабочих предприятия, а Александр Кругликов, сославшись не в первый раз на опыт Беларуси, предложил увеличить за счет облбюджета активы «Старомайнской» и только потом, «если кому-то сильно надо», продавать их. Министр сельского хозяйства Александр Якунин ответил, что несколько лет назад хозяйство было искусственно раздроблено тогдашним директором на несколько частей, а техника практически вся продана. Причем не просто продана, а перепродана по нескольку раз, что сделало невозможным ее возврат даже через суд. Денег, чтобы самостоятельно поднять некогда успешнейшее хозяйство, в области просто нет – необходим инвестор. Дополнил министра Борис Зотов, напомнивший, что «Старомайнская» – единственное в области предприятие, использующее орошаемые площади, а следовательно, тратящее очень много электроэнергии, что еще больше увеличивает финансы, необходимые для его успешного развития. Что же касается работников агрофирмы, то ни о каком их сокращении речи даже не идет.

Утверждая следующую программу – программу управления государственной собственностью области, депутаты и вовсе задали только один вопрос. Почему подозрительно ничтожна сумма, планируемая к получению после сдачи в аренду неразграниченных земельных участков областного центра (речь идет всего о 14 миллионах рублей, в то время как при перепродаже некоторых участков их стоимость доходит до полутора сотен миллионов)? Впрочем, директор департамента госимущества и земельных отношений Марина Водолазко вполне предсказуемо ответила, что спрос на городские участки упал почти на 80 процентов, да и остались они свободными, мягко говоря, не в самых удачных местах.

Бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования, так же, как и в первом чтении, был принят пока без учета федеральных вливаний (миллиард 600 миллионов) и взносов муниципальных образований (120 миллионов). Бюджеты ни РФ, ни МО пока еще не приняты. Зато новый руководитель фонда – Анатолий Крючков – заверил всех присутствовавших, что в рейтинге субъектов по количеству выделяемых фондом денег на одного человека регион обязательно поднимется, что уже практически подтверждено центральными органами.

О бюджете…

Как видите, к обсуждению самого второго чтения областного бюджета депутаты подошли, не особо выкладываясь во второстепенных дискуссиях. Благо, за месяц, прошедший с чтения первого, ряд спорных вопросов был решен.

Напомним, что основные параметры главного финансового документа региона следующего года (доходы – чуть боле 15 миллиардов рублей, расходы – 16 миллиардов 867 миллионов) пока остаются без изменений. Пока не утвержден в третьем чтении бюджет РФ, после чего станет возможным вести речь о резком увеличении доходной части. Были лишь устранены замечания правового отдела и контрольно-счетной палаты. Депутатам осталось одобрить или не одобрить постатейную разбивку расходов.

В процессе этого деления были определены размеры дефицита по отраслям, которые озвучила председатель бюджетного комитета Законодательного собрания Алсу Балакишиева. На здравоохранение пока не просматривается 455 миллионов рублей (эта сумма однозначно будет погашена после утверждения бюджета страны), на образование – 211 миллионов (сто из них предполагается найти за счет дальнейшей оптимизации, еще сто – за счет федеральных субсидий), на социальную политику –

250 миллионов (также ждем окончательного принятия бюджета РФ), на АПК – 300 миллионов, на культуру – 22 миллиона (обе последних суммы области полностью предстоит изыскать самостоятельно), на общественную безопасность – 150 миллионов (буквально за день до заседания министерство финансов нашло возможность сократить дефицит по этой статье на одну треть), на газификацию – 250 миллионов (их планируется получить после реализации газопроводов), на поддержание качества дорог – 200 миллионов (по этой строке практически достигнута договоренность о финансировании с Росавтодором)…

Более конкретно – скажем даже, предметно – о существующем дефиците говорил председатель социального комитета, лидер региональных единороссов Игорь Тихонов.

«Не вызывает ни малейших сомнений, что еще до конца года нам необходимо снять остроту нескольких проблем. Как и в 2005 году федеральный бюджет не будет финансировать проезд федеральных льготников, и мы самостоятельно обязаны закрыть эту тему, тем более что цена вопроса составляет всего 22 миллиона. Не заложено пока средств на отдых и оздоровление детей, причем не только летний. С будущего года это также полномочия регионов. А ведь у нас в области есть три учреждения данной сферы, работающих круглогодично. То есть мы должны не только обеспечить необходимые условия детям, но и не дать закрыться упомянутым учреждениям. Нет пока денег на диализную помощь (ее стоимость возросла многократно), на охрану исторических памятников и на празднование 65-летия Победы. Тем не менее я подтверждаю, что бюджет-2010 носит социально ориентированный характер и, повторюсь, все недостающие средства будут найдены».

…и вокруг бюджета

Оппонировал Игорю Тихонову, как всегда, Александр Кругликов. По его мнению, бюджет не может называться социально ориентированным, если это не «бюджет развития». О развитии же не может идти и речи, так как «на строительство заложено в разы меньше денег, чем год назад – а какое развитие без строительства? Какое решение социальных проблем, при нехватке средств на общественную безопасность? Да и расходы на социальный блок увеличены всего на 17 процентов, что с учетом инфляции не дает возможности говорить о каком-либо росте».

Впрочем, первый вице-премьер Александр Козин сразу же напомнил, что в современных условиях не стоит забывать о внебюджетных федеральных источниках финансирования. Под ними следует понимать и полтора миллиарда рублей, полученных областью из Фонда реформирования ЖКХ, и средства, выделяемые на развитие промышленной зоны «Заволжье», и программу «Газпрома» по строительству новой ветки газопровода (пять с лишним миллиардов), и деньги, которые будут вложены в создание димитровградского центра радиологии (более полутора миллиардов только в 2010 году)… Все они не отражены в бюджете, но по сути являются финансовым вливанием в инфраструктуру региона, в создание рабочих мест, в увеличение налогооблагаемой базы.

Интересно, но как только в бизнес-перспективах димитровградского центра позволил усомниться Алексей Куринный, его выступление сразу же оспорили коллеги по оппозиции – Александр Кругликов и Габдулхак Мурзаханов. И это при том, проект бюджета им не понравился всем.

Точку в дискуссии поставили Александр Майер-старший и Александр Молочков. Руководитель фракции «Единой России» высказался в том плане, что непростая финансово-экономическая ситуация, по его прогнозам, продлится еще лет пять, и в этих условиях вообще лучше вести поквартальные расчеты финансов. «Вот, – продолжил Александр Александрович, – кто-то произнес фразу, что на этот бюджет можно жить только полгода. И пускай! Дальше в регион придут новые инвестиции, появятся новые деньги в бюджете. Сейчас же, не утвердив бюджет, мы даже не можем обратиться к федералам с просьбами о помощи или софинансировании, так как не имеем пока никакой собственной базы». Депутат же от Димитровградского одномандатного избирательного округа напомнил коллегам, что принятия областного бюджета ждут во всех муниципальных образованиях, чтобы иметь возможность принять бюджеты собственные (они ждут конкретизации сумм субсидий на выравнивание бюджетной обеспеченности – Авт.). «Вы пробовали жить исходя из финансирования по принципу одной двенадцатой? – закончил Александр Алексеевич, не так давно возглавлявший второй город области. – Я – пробовал!».

Итог: двадцатью голосами «за», тремя – «против» при двух воздержавшихся бюджет региона на следующий год был утвержден во втором чтении.

Также в ходе заседания депутаты внесли изменения в отдельные законодательные акты (в том числе – в Устав области), в областную целевую программу «Развитие инновационной деятельности», увеличили избирательный фонд кандидатов (по представлению облизбиркома) и финансирование программы по решению проблем обманутых дольщиков, не утвердили проект закона о депутатском расследовании и выразили свое мнение к 41 федеральному законопроекту, 31 из которых не поддержали.