Приоритетами современного образования являются доступность и высокое качество образовательных услуг, достижение социального равенства в получении образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в системе образования.
В соответствии с Законом «Об образовании» образовательные учреждения города Ульяновска в полной мере обеспечивают получение детьми-инвалидами и детьми с особыми возможностями здоровья дошкольного, начального общего, основного общего, а также дополнительного образования. Город Ульяновск имеет достаточно развитую сеть муниципальных дошкольных образовательных учреждений для оказания коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В городе функционируют 18 ДОУ компенсирующего и 12 ДОУ комбинированного вида для детей с нарушением зрения, слуха, интеллекта, с задержкой психического развития, в которых обучаются 1426 детей.
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП, которые самостоятельно передвигаются, владеют элементарными навыками самообслуживания, получают коррекционную помощь при ДОУ компенсирующего вида и в центре «Росток», который создан на базе логопедического центра в 2008 году.
В общеобразовательных учреждениях города Ульяновска в 2009-2010 учебном году обучается 758 детей-инвалидов, что составляет 1,6% от общей численности учащихся, из них по классной форме обучения – 494 ребенка (65,2 % от общей численности детей-инвалидов), по индивидуально-надомной – 264 ребенка. По классной форме обучения в школах обучается 641 учащийся с ограниченными возможностями здоровья.
Руководством и педагогическими коллективами школ создаются необходимые условия для получения детьми-инвалидами общего полного образования, учитываются индивидуальные особенности детей, предоставляется возможность обучаться в щадящей форме: дополнительный день отдыха, укороченные уроки, удобное для ребенка расписание уроков, освобождение от переводных экзаменов, сдача итоговых экзаменов в щадящем режиме. С детьми работают педагоги-психологи, учителя-логопеды. В 21 школе города работают 53 коррекционных класса для детей с задержкой психического здоровья, в которых обучается 586 детей, в том числе инвалидов.
Дополнительное образование дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды получают в центрах детского творчества. В 2008-2009 учебном году дополнительные образовательные услуги получили 225 детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением зрения, слуха, речи, а также дети с эндокринными, соматическими и психическими заболеваниями.
В центре детского творчества №1 организована постоянно действующая выставка детских поделок «Мой первый успех». Там дети-инвалиды участвовали в подготовке и конкурсе новогодних игрушек, в выставке сувенирных пасхальных яиц. Дети-инвалиды занимаются в студиях «Хозяюшка», «Мастерилка», технического моделирования, поэтического слова, в мастерской добрых дел.
В центре детского творчества №4 работают шахматный клуб, студии «Рукодельница», «Юный журналист», «Школа юного медика».
Центр детского творчества №8 разработал программу спортивно-оздоровительной направленности для этой группы детей.
В центре «Росток» проходят коррекционные занятия с логопедом, дефектологом, психологом, проводится диагностика психофизического и умственного развития, проверяется готовность к школе детей-инвалидов, проводятся консультации их родителей, разрабатываются индивидуальные программы по сопровождению детей-инвалидов.
Муниципальные учебные комбинаты подготовлены для работы с детьми-инвалидами по следующим направлениям: оператор ЭВМ, штукатур-маляр, швейное дело, бухгалтерское дело, портной, столяр, слесарь и другие.
На базе станции юных туристов проводятся занятия в конном клубе «Кентавр», который работает с детьми-инвалидами с ДЦП по индивидуальной программе.