В редакцию «ДЗ» неоднократно обращались жители города Ульяновска с вопросами: сколько кошек и собак можно содержать в своей квартире и кто поможет, если животное потерялось? Уважаемые читатели! Андрей Салтыков, председатель комитета по охране окружающей среды и природопользованию мэрии города Ульяновска, помог нам ответить на ваши вопросы.

– В Ульяновской области ОТСУТСТВУЮТ региональные правила содержания и отлова домашних животных. Нет их и в Ульяновске. Правда, до настоящего времени в электронных справочных системах ещё можно найти старые недействующие местные правила, отменённые ещё прежним мэром Ульяновска.

Раньше в областном центре существовали местные правила содержания домашних животных от 5 января 1994 года, которые ограничивали допустимое количество домашних животных на одно домовладение – не более одной собаки и одной кошки. Однако 24 декабря 2002 года эти правила были отменены постановлением мэра города П.М. Романенко. Странно, что этот давно отменённый нормативный правовой акт до сих пор числится в электронных правовых базах как действующий.

Самое неприятное, что местные суды, пользующиеся электронными правовыми справочниками, иногда выносят свои несправедливые решения, опираясь на недействующие правила! Работники милиции составляют протоколы по фактам нарушения ульяновцами несуществующих правил, а районные административные комиссии по этим незаконным протоколам выносят незаконные постановления о наложении штрафов.

– То есть претензии, что животных в домовладении слишком много теперь неправомерны?

– Да! Другое дело если они причиняют какие-то неудобства соседям… Но в данном случае критичным является не количество животных, а то антисанитарное состояние, в которое в результате приходят лестничная площадка, подъезд, двор. Если же у вас много кошек и собак, и вы можете их содержать, не вызывая нареканий окружающих, никто не может вас принудить сократить численность питомцев.

– В РСФСР в начале 80-х годов были приняты два документа, – рассказывает Андрей Владимирович. – Это правила содержания кошек и собак и инструкция по отлову безнадзорных животных. В некоторых справочных системах они также значатся как действующие. Однако их правовой статус требует уточнения. Вполне вероятно, что и эти нормативные документы утратили свою юридическую силу. Недавно я направил соответствующие письма руководителям справочных систем с просьбой изъять недействующие местные правила и проверить законность федеральных РСФСРовских правил.

Понятно, что необходимо срочно заполнить существующий правовой вакуум. Практически все субъекты РФ это уже сделали. Однако в нашей области попытки урегулировать вопрос с бездомными животными на уровне региональной власти не удались.

– А к кому же обращаться, если ваша кошка или собака пропала и кто должен придти на помощь заблудившемуся домашнему животному?

– Можно написать заявление в милицию, там обязаны его принять, так как в соответствии с Гражданским кодексом РФ животные приравниваются к имуществу. В случае обнаружения безнадзорного животного органы местного самоуправления во взаимодействии с милицией должны разыскивать владельца и возвращать питомца хозяину.

При этом, как и в случае с «неживым» имуществом, необходимо доказать своё право собственности на животное. Документами в какой-то степени считаются даже свидетельства о прививках и квитанции об оплате ветеринарных услуг. Сложнее, если собака или кошка нигде не зарегистрирована, а прививки сделаны не были. Тогда можно будет доказать, что животное ваше, только если оно отыщется и будет демонстрировать свою привязанность к хозяину. Нелишне заручиться показаниями свидетелей.

Если с документами всё в порядке, а заявление по какой-то причине не приняли — смело можно обращаться в прокуратуру с жалобой на органы внутренних дел, которые отказались разыскивать ваше имущество. Если же на животное нет документов, скорее всего, его разыскивать никто из правоохранительных органов не станет. Но если у вас есть свидетели того, что собака или кошка принадлежит вам – это уже аргумент, и ситуация переходит в правовую плоскость. Также очень поможет фотография пропавшего питомца, описание примет и биологических особенностей четвероногого.

Потерянное «имущество», каким, напоминаем, является ваша пропавшая кошка или собака, до 6 месяцев должно ждать своего хозяина. После истечения этого срока животные переходят в собственность муниципального образования. Из этого следует, что органы местной власти должны создавать пункты временного содержания найденных кошек и собак на период розыска владельца. А потом хозяева возместят все расходы на содержание своих домашних любимцев. Это упрощённая схема обращения с безнадзорным заведомо владельческим животным.

Понятно, что розыском потерявшихся кошек и собак проблема обращения с домашними животными не исчерпывается. Это весьма сложная многоплановая проблема. Здесь переплетены вопросы физической и санитарно-эпидемиологической безопасности, ветеринарного обеспечения, благоустройства, организации досуга, исключения жестокого обращения с животными и многое другое.

– Поскольку эта проблема касается всех граждан страны, логично было бы принять федеральный закон об обращении с домашними животными. Это сделать не так уж и трудно, тем более, что уже в 2007 году принят обстоятельный соответствующий модельный закон для стран СНГ. Но по неясным причинам российская федеральная власть игнорирует этот закон и не спешит с его ратификацией, как, впрочем, и с признанием Европейской конвенции по комнатным животным.

В этих условиях можно было бы выработать областной закон, регулирующий отношение в сфере обращения с домашними животными, – говорит Андрей Салтыков. – Такая законодательная инициатива была проявлена гордумой Ульяновска. Но начались бесконечные согласования и разногласия, которые длятся уже больше года. В конце концов, все участники процесса окончательно запутались в определении полномочий органов власти (кто за что отвечает), требований, запретов и ограничений, предъявляемых к владельцам животных, источников финансирования расходов на строительство приютов, стерилизацию и вакцинацию безнадзорных собак и кошек и так далее. Это произошло, потому что никто из специалистов не рассматривает проблему обращения с животными как комплексную. В результате после неоднократной доработки и переработки по замечаниям различных инстанций появился куцый, выхолощенный, декларативный законопроект. При наличии соответствующей политической воли у руководства области можно было бы, приняв этот «скелет», впоследствии наращивать на него «мясо», подкрепляя подзаконными актами. Но, к сожалению, складывается впечатление, что наши законодатели вовсе не стремятся принять этот закон. В противном случае, как обычно поступают в таких случаях, давно была бы сформирована согласительная комиссия, снявшая все разногласия. Ещё складывается впечатление, что принятие закона сознательно заволокичивается из экономии бюджетных средств. Худшее, но не безосновательное из предположений – недостаточный уровень квалификации правовых структур области, не способных решать комплексные многопрофильные задачи, преодолевать коллизии, возникающие при применении норм смежных отраслей права.

А, между тем, проблема не решается, а только обостряется…

Действительно, сейчас в Ульяновске не строят пунктов передержки животных и приютов, не регулируют численность гуманным образом. А выделяемых средств местного бюджета едва хватает лишь на то, чтобы в целях профилактики бешенства элементарно отлавливать и убивать безнадзорных животных. В городе построен скотомогильник, соответствующий всем требованиям, существует две бригады, которые в самых критичных случаях выезжают и гасят остроту этой проблемы.

– Это варварски и нецивилизованно, – комментирует Андрей Салтыков. – Если говорить о препаратах, которые используются при обездвиживании безнадзорных животных, то они опасны не только для собак, когда обездвиживание на самом деле является жестоким мучительным умерщвлением, растянутым во времени. Поскольку эти препараты применяются при дистанционном обездвижении, они небезопасны и для людей. Случайное попадание в человека, особенно в ребёнка, может привести к летальному исходу. С другой стороны, неконтролируемый рост численности собак опасен для населения города.

– Что же делать в данной ситуации?

– Если законодатели загнали законопроект в тупик, то, может быть, его следует бросить или оставить до лучших времён. А тем временем срочно внести ряд дополнений в административный кодекс Ульяновской области. Необходимо по опыту Москвы, например, прописать в адмкодексе все основные требования, ограничения и запреты в сфере обращения с домашними животными, изложив их в форме конкретных составов нарушений (всего порядка 20 составов). Только тогда областной кодекс заработает. Это позволит положить конец существующему хаосу.

Порою действительно доходит до абсурда. К примеру, участковый милиционер фиксирует нарушения содержания правил домашних животных в протоколе. Затем документ поступает в административную комиссию по району, там принимают решение и выносят постановление о наложении штрафа от 3000 до 5000 рублей. Владелец питомца не понимает, какие правила он нарушил. А этого ему объяснить никто не может, хотя милиционер обязан указать в протоколе пункт и статью соответствующего запрета, где содержится состав правонарушения. Не сделав этого, человек, наделённый властью, по сути, совершает процессуальное правонарушение.

Получается, что все подобные протоколы недействительны и подлежат отмене. Однако этого не происходит, а суды применяют отменённые правила и подтверждают постановления адмкомиссий о наложении штрафов.

– Сейчас, на мой взгляд, в условиях явно наметившегося законотворческого кризиса правовым службам области следует сделать паузу. Не нужно писать никаких альтернативных законопроектов, не определив своего отношения к упомянутым выше федеральным правилам содержания домашних животных и отлова безнадзорных, – предполагает Андрей Салтыков. – Многие субъекты РФ, внимательно изучив эти правила, отобрали нужное и ассимилировали в свои законы и постановления. Опираясь на это и учитывая современные тенденции, стали принимать те нормы, которые кажутся им цивилизованными и гуманными. Многие субъекты РФ также опираются на европейскую конвенцию по защите комнатных животных.

На какой документ опираться нашему городу – решать областным и местным властям. Совершенно ясно одно – жить без закона с каждым днём становится всё сложнее.

Наталья ХОРОШИХ