«Поколение „R“. Молодежь и экономический спад в сравнительной европейской перспективе». Исследование с таким названием презентовал НИЦ «Регион». Социологи опросили по 400 жителей Ульяновска и Казани в возрасте от 14 до 30 лет.
«R» — значит рецессия. Исследование рассчитано на три года, в следующем, 2010-м, планируется провести его в других городах России, затем – в Европе с тем, чтобы сделать сравнительный анализ положения молодежи во время кризиса у нас и за рубежом.
— Мы попытались выяснить, насколько молодежь готова к активным действиям в изменившихся экономических условиях, — сказала на пресс-конференции Евгения Лукьянова, заместитель директора НИЦ «Регион».
Экономическая самостоятельность – одна из главных проблем молодежи. Выяснилось, что даже те, кому больше 25, продолжают рассчитывать не на себя, а на своих родителей в плане обеспечения собственного материального благополучия. Очень немногие юноши и девушки способны не только решить свои проблемы, но и помочь родителям, оказавшимся из-за кризиса в тяжелой ситуации.
При этом молодежь подтвердила свою репутацию самой оптимистичной части населения. Лишь 13% респондентов сочли минувший год неудачным. Но эта оценка связана не столько с экономическим спадом, сколько с личными переживаниями, успеваемостью в учебе, проблемами со здоровьем.
От кризиса пострадала прежде всего рабочая молодежь. У некоторых сократилась заработная плата, другие потеряли место работы. Но лишь единицам уволенных не удалось решить проблемы с трудоустройством.
Учащаяся молодежь отмечает существенное удорожание учебы, несмотря на все меры, предпринимаемые властями. Каждый четвертый студент признался, что в связи с таким положением вещей их семьям пришлось нелегко. Прогноз социологов неутешителен: десятый год в этом отношении будет еще хуже.
Как это ни пародоксально, кризис сыграл положительную роль в изменении мнения об Ульяновске. Если раньше молодые люди не могли охарактеризовать его иначе, чем «отсталый», «дыра», то сейчас они считают, что положение в Симбирске гораздо лучше, чем в других регионах России.
Далеко не вся молодежь заметила, что кризис коснулся Ульяновска. Всего 40% уверены, что стало хуже. Тогда как 20% вообще наблюдают период расцвета. Молодые люди судят о состоянии в городе не по экономическому положению своей семьи. Они видят открытие нового моста, строительство торговых центров, микрорайонов.
Молодежь мало интересуют цены на продукты питания и коммунальные услуги, считают это сферой интересов взрослых. О состоянии дел в городской экономике они судят по ценам в кафе, клубах, кинотеатрах, салонах красоты. Выяснилось, что с ростом цен на фирменный кофе молодежь все чаще вспоминает о дворах как о месте, где тоже можно провести время. На чем юноши и девушки не собираются экономить, так это Интернет и мобильный телефон. А также, как это ни печально, алкоголь и сигареты. И то, и другое, считают социологи, — атрибуты взрослой жизни, без которых трудно себе представить молодежное потребление.
Кризис еще раз подтвердил социальную пассивность молодежи. На самом высоком уровне высказывалось мнение, согласно которому власть якобы должна бояться массового вовлечения юного поколения в радикальные движения. Этого не произошло.
Экономический спад привел к тому, что большинство молодых людей осознало: нужно надеяться не на государство, а только на самих себя (и своих родителей, конечно). Особенно недовольны социальной политикой молодые семьи, хотя именно на них сейчас направлено большинство программ. И именно молодые семьи хотят и ждут стабильности, тогда как основная масса поколения «R» воспринимает кризис как хорошее время для проверки личных качеств. А любая стабильность, по их мнению, – тормоз для развития.
Кризис не смог переломить тенденцию последних лет, когда в молодежной среде происходило снижение интереса к материальной сфере и рост – к духовной. Лишь единицы опрошенных ответили, что важнее денег для них ничего нет.