Ульяновцы могут заработать на щитах и растяжках, размещенных на домах

Теперь рекламным фирмам, прежде чем прикрутить к стене многоэтажного дома «двигатель торговли», придется договариваться с жильцами

НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ…

На улицах в крупных городах часто можно встретить «живую» рекламу — людей, которые, нацепив на себя табличку с информацией о той или иной фирме, ходят по оживленным улицам. Согласитесь, делать это бесплатно никто не будет. Удивительно, но к собственному жилью люди, как правило, относятся более инфантильно. В 2005 году вступил в силу новый Жилищный кодекс, который закрепил за собственниками приватизированных квартир владение инфраструктурой дома: подвалами, чердаками, лифтами и даже землей под ним и придомовым участком на правах долевой собственности. Следовательно, жильцы получили право на доходы, полученные от аренды помещений в своем доме, а также от размещения наружной рекламы. Несмотря на то, что Кодекс действует уже 4 года, многие до сих пор даже не догадываются о своих правах.

— У нас почти полгода сбоку на здании висела реклама магазина, — рассказывает Тамара Григорьева, жительница дома № 1 по пр-ту Сурова. — Исчезла она также внезапно, как и появилась. У нас разрешения никто не спрашивал. Может, с управляющей компанией договаривались или с ЖЭКом — не знаю…

СО ВРЕМЕН ЦАРЯ ГОРОХА

Наружная реклама — явление не новое. На некоторых домах она висит, что называется, со времен царя Гороха. Раньше рекламные агентства заключали договоры с муниципалитетами и ЖЭКами, чуть позже — с управляющими компаниями и ТСЖ. Так или иначе, кого и как рекламировать с наших балконов и крыш, до сих пор в большинстве случаев решали не мы. Правда, есть и положительные примеры. Например, жители 89-го дома по улице 12 Сентября знают, откуда на их доме взялся щит с информацией о мебельном магазине.

— Он появился у нас несколько лет назад. И все это время фирма за рекламу платит, — рассказывает старший по дому. — Каждый месяц мы получаем от них 5 300 рублей. Минус 1 500 налоги. Оставшаяся сумма идет на зарплату сотрудникам нашего кооператива.

На нескольких домах по улице Минаева рекламные конструкции закрывают балконы аж пяти этажей. Понятно, что без согласия жителей лишить их солнечного света вряд ли кто решится.

— Насколько я знаю, с теми жильцами, чьи окна закрывает реклама, агентства договаривались персонально, — рассказывает Алексей Сычев, председатель ТСЖ «Народный контроль». — Сколько они получают? Не знаю, но пока никто не жаловался. А за те конструкции, которые никому не мешают, деньги получает ТСЖ. Все эти средства идут на ремонт жилья и благоустройство дворов.

ДЕ-ЮРЕ

Кстати, о новых правилах. В сентябре вступили в силу поправки в Жилищный кодекс и Закон «О рекламе».

— Эксплуатация рекламной конструкции в многоквартирном доме невозможна без согласия жильцов, — объясняет Тамара Дмитриева, зампредседателя областного Законодательного собрания. — Теперь, прежде чем что-то будет прикручено к вашей стене, рекламным фирмам придется провести собрание и получить согласие собственников жилья на заключение договора на установку и эксплуатацию конструкций. Вопрос считается принятым, если «за» или «против» проголосуют не менее двух третей от общего числа владельцев квартир. Также в этом договоре люди должны определить, как долго будет висеть реклама и на каких условиях, а также выбрать уполномоченного на заключение этого договора. Им, кстати, может быть и житель дома, и представитель управляющей компании или местных властей — по желанию собственников.

К сожалению, эти правила распространяются только на новые договоры. Если же реклама на вашем доме висит с тех самых «царегороховских» времен, у вас есть два варианта: или обратиться в суд с требованием о снятии рекламы либо материальной компенсации за оставшееся время до истечения срока договора (а может, и за все время нахождения рекламного продукта на доме), или дождаться окончания срока действия старого договора с рекламной фирмой и со следующим рекламодателем заключить договор уже на новых условиях.